Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Дора Маар - великий фотограф в тени Пикассо

1515

Дора Маар: великий фотограф в тени Пикассо

 

Дора Маар и Пабло Пикассо на пляже, лето 1937 года. Фотография Эйлин Агар.

На волне признания многих женщин-художников прошлого века, которые ранее считались просто музами, любовницами или женами, работы Доры Маар, по многим причинам, занимают особое место.

Дора Маар (имя при рождении Генриетта Теодора Маркович) родилась в Париже в 1907 году и умерла 16 июля 1997 года. Ее мать была француженкой-католичкой, а отец был хорватским архитектором, который так и не преуспел в финансовом отношении. Из-за работы отца Маар, семья прожила в Аргентине почти 20 лет. Когда семья вернулась в Париж, Маар изучала живопись и декоративно-прикладное искусство, а затем открыла для себя мир фотографии. Фэшн-съемка, необычные портреты — ее творчество было настолько разнообразным, что в 1931 году, когда ей не исполнилось и 25 лет, у Маар уже была успешная студия вместе с сценографом Пьером Кефером. Затем Маар открыла сольную студию, где создала одни из своих самых известных и безумных фотомонтажей. Самым известным, пожалуй, является Pere Ubu, изображение странного, нечеловеческого существа, своего рода зародыша броненосца. Она никогда не хотела указывать, какое это животное, чтобы не раскрывать его тайну.

 

Pere Ubu, Дора Маар, 1936.

«29 rue d’Astorg» Дора Маар, 1936.

 «29 rue d’Astorg»— яркий пример сюрреалистической фотографии, в которой смешаны элементы разного размера, как и «Звездный манекен» (1936). 

 

«Манекен-этуаль», Дора Маар, 1936.

В первой половине 1930-х годов Маар, как и другие фотографы, такие как Анри Картье-Брессон, чередовала свои изображения богатых людей, моды и роскоши с изображениями убожества и бедности, существовавших в Париже в то время. Отличие фотографий Маара того времени от фотографий Брассаи, Эжена Атже и других заключается в том, что в них преобладает не объективный или документальный аспект, а скорее поиски символизма и причудливости, которые мы позже обнаружим в работах таких фотографов, как Диана Арбус. В 1932 году Маар посещала в Барселону и снимала уличную жизнь города. Она также делала простые и грубые портреты бедняков.

 

Монтаж нескольких фотографий, сделанных Дорой Маар в Барселоне в 1933 году.

Ее творчество привлекло внимание общества того времени. Вскоре ее пригласили присоединиться к самому продвинутому и современному кругу Парижа: сюрреалистам. В этой среде она стала любовницей писателя Жоржа Батая, тесно общалась с Жаком Превером и Полем Элюаром и стала близкой подругой второй жены Андре Бретона, Жаклин Ламба. На самом деле Ламба и Бретон, вероятно, познакомились через Маар. Сюрреализм снял ограничения в творчестве Маар и позволил ей выразить дикий дух, высмеивающий все вокруг и, прежде всего, ее собственные страхи.

Маар познакомилась с Пикассо в 1935 году, за год до начала гражданской войны в Испании. В дополнение к уму и привлекательности, Пикассо, несомненно, привлекал тот факт, что Маар прекрасно говорила по-испански. Хотя в то время художник был женат на Ольге Жойловой и имел молодую любовницу Мари-Терезу Вальтер, Пикассо безумно влюбился в Маар. Она привлекла его внимание, играя с ножом в кафе, на ней были перчатки в крови, которые Пикассо попросил у нее, а затем показывал всем своим знакомым. Это, без сомнения, было началом отношений с темными предзнаменованиями.

Когда Маар стала частью странного мира Пикассо, ее карьера пошла по опасному пути. Она провела восемь лет с Пикассо. Это был, несомненно, необыкновенный период для художника, в течение которого он написал многие из своих лучших произведений, в том числе портреты Маар. Она совершила экстраординарный поступок, фотографируя "процесс" создания Герники. Это было совершенно новаторским в то время и дало начало многим другим работам таких фотографов, как Ханс Намут с Поллоком или Клузо с самим Пикассо, но оригинальность Доры Маар оставалась непризнанной.

 

Часть репортажа Доры Маар о создании Герники.

Пикассо также работал с Маар над негативами, но позже настоял на том, чтобы она отказалась от фотографии и посвятила себя живописи — по его мнению, «великому искусству». В конце концов, Пикассо привел Маар в область, над которой он абсолютно доминировал. Надо сказать, что она изо всех сил старалась создавать личные вещи, и некоторые из ее работ, несмотря на влияние искусства Пикассо, интересны сами по себе (например, «Разговор» 1937 года). Но конкурировать в области, в которой Пикассо был мастером, было почти невыполнимой задачей. В 1945 году Маар создала натюрморты в стиле Пикассо, а затем несколько женских портретов, напоминающих стиль других художников-сюрреалистов, таких как Леонор Фини.

Как всегда с Пикассо, конец их странным и порой токсичным отношениям положил новый роман художника - на этот раз с молодой художницей Франсуазой Жило - в то время как сама Маар начала переживать вспышки безумства. Маар поместили в психиатрическую больницу, подвергали электрошоку и жестокому психологическому лечению того времени, которое было так же хорошо для шизофрении, как и для разбитых сердец или депрессии. Благодаря поэту Полю Элюару, обратившемуся за помощью к Пикассо, Маар удалось покинуть заведение. Она прошла терапию у Жака Лакана, затем ушла в уединение, посвятила себя живописи и искала облегчение в католическом мистицизме. Так родилась ее знаменитая фраза: «После Пикассо только Бог».

С 1950-х годов ее живопись двигалась в сторону абстракции, тесно связанной с пейзажами, которые полностью отходят от искусства Пикассо, но формально не очень интересны. Огромная эмоциональная зависимость Маар от Пикассо и крайнее отчаяние на долгое время лишили ее того блеска, который сопровождал ее ранний успех и сложность ее работы. Известные историки, такие как Мэри Энн Коус и Виктория Комбалия, которые знали ее лично, своими работами вывели ее из анонимности. И мало-помалу выставки, такие как выставка в галерее Тейт в 2019 году, вернули ее имя и ее наследие в истории искусства.

Маар в купальном костюме

Сюрреализм в творчестве Маар

Пабло Пикассо. «Дора Маар». Серебряно-желатиновая фотография со стеклянной пластинки

Дора Маар с кошкой. Пабло Пикассо. 1941

 

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

1515

Полезные статьи

Анри Картье-Брессон и его решающий момент
Анри Картье-Брессон и его решающий момент
Решающий момент в фотографии – это умение снять сюжет на пике напряжения эмоций, чтобы передать их з ...
классики
2252
Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма
Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма
Ман Рэй (©Man Ray) - один из наиболее значимых фотохудожников ХХ века, внесенный журналом Art News в ...
классики
3863
Лан Цзиншань ‒ китайский мастер фотомонтажа
Лан Цзиншань ‒ китайский мастер фотомонтажа
Китайский пиктореализм ‒ это особое направление в искусстве создания полотен на стыке живописи и фот ...
классики
319
Войти