Есть нечто удивительное в том, насколько неповторима природа, и какое сильное желание «поймать» эту неповторимость она вызывает. Пейзажная фотография – шанс зафиксировать в вечности ускользающий миг. Это один из наиболее популярных жанров, и авторы, работающие с ландшафтами, стараются сделать снимки уникальными и захватывающими. Мы собрали в статье несколько приемов, которые помогут фотографам улучшить свои результаты, чтобы делиться исключительной красотой природы с аудиторией.
Правило «золотого часа» и съемки в режимное время
Красота пейзажной фотографии зачастую определяет один ключевой фактор – освещение. От того, в котором часу вы снимаете, зависит настроение и качество кадра. Мягкий свет второй половины дня или яркие рассветы, захватывающие краски заката – это лучшее время для работы на природе.
Не всегда возможно захватить особое «свечение» неба и земли, золотистое или вечерне-сумеречное, но если у вас получится, результат практически никогда не разочаровывает. Если томительное ожидание рассвета не вписывается в ваше представление о выходном, не расстраивайтесь – есть много способов сделать красивые пейзажные фото в течение дня.
Используйте самый лучший штатив, какой можете себе позволитьПри съемке в «золотые часы» или в режимное послезакатное время (не менее эффектный «голубой час» в сумерках, когда яркости небосвода еще достаточно для получения удовлетворительной экспозиции) вам наверняка понадобится штатив. Добиться оптимальной резкости и стабильности кадра, работая на природе, без него практически невозможно.Используют штативы при съемке на длинной выдержке, создании панорам и видео, неверно экономить на нем, вложив лишь приличную сумму в хорошую камеру. Есть большое количество моделей триподов, достаточно прочных, устойчивых и доступных, а шаткие дешевые штативы неизбежно сведут на нет все усилия.
Если штатива нет вообще, стоит позаботиться хотя бы о его подобии. Используйте плоскую опору, на которой можно установить камеру неподвижно. Однако, лучше приобрести полноценный штатив: например, для новичков подойдет модель Slik PRO 330DX, опытным пользователям следует обратить внимание на штатив Cullmann с головой CONCEPT ONE 628 OH4.5V tripod, а профессиональным фотографам понравится работать с карбоновым штативом Manfrotto MT057C3-G.
Композиция
Композиция – ключ к хорошему результату в пейзажной съемке. Если вы не знаете, с чего начать, отталкивайтесь от фундаментального «правила третей». Нужно хорошо продумать передний план и фон. Постарайтесь создать гармонию между ними, которая всегда привлекает и удерживает внимание зрителя.
Правильное место и хороший широкоугольный объектив
При съемке пейзажей очень важно предварительно разведать обстановку. Выясните, где именно поднимается утром солнце, как тени перемещаются в различное время суток. Установите, как дневное светило соотносится с особенностями ландшафта и располагайте камеру так, чтобы грамотно включить все элементы в композицию. Учтите, что рано утром и поздно вечером тени эффектно удлиняются – будет интересно обыграть это на снимке.
Широкоугольным объективом можно захватить больше пространства, включить в сцену разнообразные детали. Он создает уникальную перспективу, которая приближает зрителя к месту съемки, делает фото более реалистичным.
Если вы работаете профессионально и готовы к тратам, обратите внимание на проверенную продукцию Nikon или Canon. Для новичков отличным выбором станет Tokina 11-16 мм F/2.8 (модели этого бренда стоят в три-четыре раза дешевле и достаточно качественны даже для тех, кто давно и помногу фотографирует).
Результат всегда будет лучше, если использовать в пейзажной фотографии режим RAW. Настроив камеру, можно получать кадры, содержащие гораздо больше информации, чем стандартный JPEG. RAW-файлы проще обрабатывать, увеличивая или уменьшая экспозицию, изменять цвета с помощью программного обеспечения (например, Adobe Camera Raw) без ущерба для качества и многое другое, что недоступно для файлов, изначально сохраненных в JPEG.
Всегда представляйте себе то, что хотите получить в результате
Перед тем, как устанавливать камеру на «месте событий», мысленно представьте себе результат. Сделайте пристрелочные снимки с рук, чтобы четче визуализировать картинку, подвигайтесь, опуститесь на колени, чтобы понять, как выглядит сцена с разных точек. Это, к тому же, поможет правильно и точно выставить настройки камеры.
Снимайте до тех пор, пока окончательно не убедитесь, что в композиции хорошо сбалансированы передний и задний планы и выбраны оптимальные параметры фотоаппарата. После этого можно установить штатив – например, чтобы работать на длинной выдержке.
Проверка баланса белого и WB-Auto
Перед работой убедитесь, что настройки камеры выставлены верно, а если сомневаетесь в себе – используйте авторежим. Также стоит помнить, что при съемке в RAW-формате можно выставить баланс белого во время постобработки фотографий.
Съемка на минимальной диафрагме – возможность увеличить глубину сцены
Чтобы пейзажные снимки получились красивыми, четкими – убедитесь, что вся сцена находится в фокусе. Этого можно достичь, если выставить значение диафрагмы F/8 или F/16. Глубина резкости при этом будет максимальной. Сосредоточьтесь на одной трети сцены, чтобы обеспечить эффектный и четкий переход от переднего плана к горизонту.
Прелесть ландшафтной съемки, помимо прочего, состоит в том, что вы можете планировать «декорации» и выставлять настройки не спеша. Фиксирование ISO на минимальных значениях – способ добиться большей чистоты изображения, свободы от цифровых шумов. Также на низком ISO можно расширять диапазон выдержки.
Использование фильтров
У большинства фотографов-пейзажистов в рюкзаке с аппаратурой найдется несколько фильтров. Популярны среди них ND-разновидности, CD и так далее. Иногда их выбор определяет результат даже больше, чем сами линзы.
Существует много способов использования фильтров, но в ландшафтной фотографии важны две основные характеристики:
- способность убирать отражения и неприятное бликование, увеличивать интенсивность цветов, насыщенность и контрастность – эффект хорошо заметен, например, при съемке чистого голубого неба;
- возможность для фотографа использовать длинные выдержки: нейтральные фильтры уменьшают количество света, попадающего на объектив, а значит, способствуют увеличению времени выдержки – в результате вы получите сюрреалистические облака, воду, похожую на молоко и прочие эффектные детали.
Помните об этом!