Заполняющий свет — один из тех важных навыков, которым должен овладеть каждый фотограф-портретист, независимо от того, предпочитает ли он естественное или искусственное освещение. Все профессиональные портретисты постоянно используют заполняющий свет в своих работах.
Британский профессиональный фотограф-портретист Джон Макинтайр (John McIntire) за время своей работы разработал множество техник красивого использования заполняющего света. В нашей статье вы сможете узнать его мнение, почему заполняющий свет так важен для портретных фотографий, познакомиться с двумя простыми способами генерирования заполняющего света в любой ситуации и как располагать заполняющие огни, чтобы добиться лестных результатов для любых моделей. К тому времени, когда вы закончите изучать, вы будете готовы снять несколько собственных потрясающих портретов.
Ниже пример фотографии с заполняющим светом. Заполняющий свет даст вам полный контроль над контрастом и тональностью изображений. Если вы освоите заполняющий свет, вас будет не остановить!
Что такое заполняющий свет в фотографии?
Заполняющий свет — это свет, используемый для освещения (заполнения) теней на портрете. Это форма дополнительного освещения, которое вы можете добавить к любой установке освещения, которое работает вместе с основным освещением, то есть ключевым светом, для создания лестного эффекта.
Нужно запомнить, что заполняющий свет:
- улучшает детализацию в темных областях изображения;
- снижает общий контраст в кадре;
- приводит окончательное изображение в большее соответствие с тем, как глаз видит мир (в отличие от более ограниченного обзора сенсора камеры).
Взгляните на два изображения ниже. На снимке слева не хватает заполняющего света, поэтому задняя часть платья модели полностью черная. Однако, если добавить немного заполняющего света позади модели, платье приобретает детализацию, и вы получаете более естественный результат.
Это интересно!
Нужно ли включать заполняющий свет в каждое изображение? Что, если нужно получить более темный, угрюмый, контрастный эффект?
Конечно же, не всегда нужно добавлять заполняющий свет к своим изображениям. Темные и контрастные определенно имеют место быть. Однако заполняющий свет делает портреты более ровными и естественными.
Два простых способа создать заполняющий свет
Хотя технически вы можете создать заливку с помощью любого источника света (включая фонарики, неоновые вывески и даже экраны телефонов), есть два проверенных метода заливки портрета, доступные даже начинающим.
- Отражатели
Рефлекторы — это самый простой, дешевый и основной метод создания заполняющего света. Они очень универсальны. Отражатель — это кусок отражающего материала, поэтому, аккуратно расположив его, вы можете отразить основной (ключевой) свет обратно в тень (для эффекта рассеянного заполнения).
Если вы новичок в портретной фотографии, вам подойдет простой отражатель. Во-первых, высококачественный отражатель обойдется вам всего в пару долларов. Кроме того, отражатели очень легко использовать, их быстро настроить, и они требуют минимального движения, так как вам просто нужно перемещать лайт-диск вперед и назад рядом с объектом съемки.
- Вспышки или студийные моноблоки
Вы всегда можете использовать одну (или две, или несколько) стандартных вспышек или студийных вспышек в качестве заполняющего света в дополнение к основному. Специальный заполняющий свет будет выполнять ту же основную работу, что и отражатель, но он гораздо более управляем: вы можете точно настроить экспозицию и форму заполняющего света с точностью, которую отражатели просто не позволяют.
В конце концов выбор заполняющего света остается за вами. Если вы серьезно относитесь к быстрому повышению уровня своих навыков, смело выбирайте моноблок. Но если вы предпочитаете более простой и постепенный путь, отражатель стент лучшим вариантом.
Как освоить фотосъемку с заполняющим светом: советы и приемы
Начните с понимания коэффициентов освещения. Коэффициент освещения может показаться сложным техническим понятием, но на самом деле это не так. Нужно понимать насколько ярок один свет по отношению к другому свету. Таким образом, если ваш ключевой свет в два раза ярче заполняющего света, соотношение освещения составляет 2:1; если ваш ключевой свет в четыре раза ярче заполняющего света, коэффициент освещения составляет 4:1; и если ваш ключевой свет в восемь раз ярче вашего заполняющего света, коэффициент освещения составляет 8:1. Чем больше коэффициент освещения, тем контрастнее (и драматичнее) получаемый эффект.
Примечание. Заполняющий свет всегда будет недоэкспонирован по отношению к ключевому свету. Если это даже ваш ключевой свет (то есть, если у вас соотношение освещения 1:1), в результате вы получите плоские, неконтрастные изображения, что редко бывает удачным. Вместо этого необходимо, чтобы ваш заполняющий свет был как минимум на одну ступень темнее, чем ваш ключевой свет.
Как все настроить?
Самый простой способ — использовать флэшметр. Сделайте пробный снимок, измеряя ключевой свет, затем сделайте второй снимок, измеряя заполняющий свет. Сравните два значения экспозиции. Поскольку одна ступень экспозиции соответствует удвоению (или уменьшению вдвое) освещенности, разница в одну ступень между двумя источниками света указывает на коэффициент освещенности 2:1, разница в два ступени указывает на коэффициент освещенности 4:1, stop-разница указывает соотношение освещения 8:1 и так далее. Затем вы можете отрегулировать освещение и повторно измерять, пока не получите желаемый результат.
Если у вас нет портативного экспонометра, просто посмотрите на сцену, а затем соответствующим образом отрегулируйте освещение. Соотношения нужны, чтобы помочь, но они не являются неотъемлемой частью портретов с заполняющим светом.
Просто помните: чем больше разница между ключевым и заполняющим светом, тем выше контраст. Поэтому, если вы хотите меньше контраста, установите заполняющий свет на один-два стопа ниже ключевого. Если вы хотите больше контраста, сделайте три-четыре ступени.
- Добавьте отражатель в качестве заполняющего освещения.
Во-первых, настройте ключевой свет так, чтобы он формировал и освещал ваш объект по желанию. Рекомендуется использовать стандартную схему освещения, особенно если вы новичок. Измерьте объект и определите идеальные настройки экспозиции для своего изображения.
Затем оцените области тени, которые создает ваш ключевой свет. Если вы используете естественный свет, непрерывный свет или моноблоки с моделирующим светом, вы можете сделать это на глаз. Кроме того, вы можете сделать пробный снимок и просмотреть его на задней панели камеры.
В-третьих, поместите рефлектор так, чтобы он был примерно напротив основного источника света. Для эффекта низкой контрастности поднесите отражатель как можно ближе. Для эффекта высокой контрастности отодвиньте его. Когда все будет на месте, оцените действие отражателя (на глаз или с помощью второго пробного снимка).
Цель состоит в том, чтобы поднять тени, не устраняя их полностью. Если ваш снимок выглядит хорошо, тогда вперед. Если ваш снимок слишком контрастный, нужно приблизить отражатель и сделать третий пробный снимок; если ваш снимок слишком ровный, нужно отодвинуть отражатель дальше.
Может потребоваться довольно много практики, прежде чем вы научитесь видеть тонкие изменения, которые обеспечивает белый отражатель. Довольно скоро вы сможете замечать даже самые тонкие изменения в свете!
- Научитесь работать со вторым светом
Если у вас есть желание продвинуться в своем творчестве, как художнику-портретисту, вероятнее всего вам понадобится больше контроля над освещением. Вторая вспышка в качестве заполняющего света даст максимальный контроль над тенями.
Чтобы начать работу со специальным заполняющим светом, поместите ключевой свет в нужное положение, установите мощность и определите правильную экспозицию. (Пробуйте с диафрагмомй f/8, а скорость затвора фиксируйте на 1/200 с.) Сделайте пробный снимок.
Используя свой тестовый снимок в качестве эталона, поместите заполняющий свет так, чтобы он направлял свет в основные области тени на объекте. Установите выходную мощность так, чтобы свет был недоэкспонирован.
Сделайте пробный снимок и посмотрите, получите ли вы желаемый эффект. Если результат слишком контрастный, увеличьте выходную мощность заполняющего света; если результат слишком ровный, уменьшите выходную мощность заполняющего света.
- Научитесь работать с несколькими заполняющими источниками света (и мыслите нестандартно!)
Базовые настройки заполняющего света требуют одного источника света, но вам не нужно себя ограничивать. Вы можете использовать несколько заполняющих источников света в одном снимке, чтобы осветить объект с разных сторон. Вы также можете комбинировать источники света и отражатели для получения различной интенсивности заполняющего света.
Вы можете спроектировать заполняющее освещение по своему усмотрению. Не стесняйтесь использовать несколько источников света разных размеров и форм!
Как только вы начинаете чувствовать себя ограниченным основами, остается только экспериментировать. В конечном счете, вы можете делать все, что захотите, при создании установки освещения. Вы ограничены только имеющимся у вас оборудованием и собственным воображением.
Кроме того, не бойтесь мыслить нестандартно. Вы, напрмер, можете использовать естественный свет в качестве заполняющего, в то время как основной свет обеспечивается вспышкой.
- Обратите внимание на блики
Последний совет, и он большой. Блики — то есть пятна отраженного света, которые появляются в глазах объекта съемки — всегда имеют значение. Изображения без бликов выглядят ужасно, но изображения со слишком большим количеством бликов или странным расположением бликов тоже могут выглядеть очень плохо. Именно поэтому, когда вы настраиваете источники света и отражатели, проверьте глаза объекта съемки. Убедитесь, что блики выглядят хорошо. При необходимости отрегулируйте световые потоки и положения, пока не получите желаемый эффект. Только после этого можно приступать к фотосессии.
Заполняющий свет в фотографии: заключение
Управление контрастом своих изображений — это фундаментальный навык, который мгновенно придаст изображениям дополнительный уровень глубины. Тренируйтесь. Начните с простого и продвигайтесь медленно, и очень скоро вы увидите отличные результаты!