Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Азы аналоговой фотографии. Фотоувеличитель для продвинутых, часть 3-я

1277

Перед вами третья часть цикла об аналоговой пленочной фотографии для широкого круга лиц. Если первые две статьи  «Азы аналоговой фотографии, часть 1-я» и «Аналоговая фотопечать, часть 2-я» были посвящены начинающим, то материал этой статьи - для продвинутых фотографов. Речь пойдет о первом шаге по созданию отпечатков выставочного качества.

Печать в пленочной фотографии — это этап, сопоставимый с моментом создания самого кадра во время съемки. И чтобы все получилось, стоит досконально изучить возможности основного инструмента в печати — фотоувеличителя.
Начнем с того, что фотоувеличители, в зависимости от их устройства, могут давать три принципиально разных уровня резкости отпечатка. Даже при использовании одного и того же проекционного объектива разница будет заметна с первого взгляда. Но для начала подчеркнем, что мы намеренно будем умалчивать про оптические аберрации первого, второго, третьего и высших порядков, дифракцию, интерференцию световой волны и прочие интереснейшие моменты жизни светового потока в конкретной оптической системе. Так проще и нагляднее представить принципиальную разницу трех систем увеличителей. Мы ведь фотографы, а не физики, нам важнее отпечаток и его свойства.

Давайте познакомимся с разными типами устройств подробнее:

  1. Диффузный увеличитель - самый простой по конструкции и мягко рисующий. В таком устройстве источник света светит в закрытой колбе непосредственно на матовое стекло, свет от которого, в свою очередь, попадает на негатив, заставляя его равномерно светиться и проецировать изображение через проекционный объектив прямо на фотобумагу.

Такой фотоувеличитель создает самую мягкую картинку, так как свет после матового стекла рассеян и не может точно проецировать контуры изображения на негативе.

 


  1. Конденсорный увеличитель — прибор, в устройство которого введен оптический конденсор, своеобразный промежуточный объектив из двух линз, размещенный между матовым стеклом и пленкой. Его роль очень проста, он направляет на негатив основную часть рассеянных лучей от матового стекла, как бы делая их более направленными.

Такой световой поток уже более упорядоченно обводит контуры изображения на негативе, и резкость картинки, создаваемой проекционным объективом, возрастает. Это основной и самый распространенный тип фотоувеличителя.


  1. Увеличитель с точечным источником света — самый капризный в настройке, однако самый резкий аппарат. Отпечатки с него настолько резки, что на них, при удачно выбранном объективе, можно в лупу рассмотреть зерно с негатива и оно будет резким как гравюра.

Достигается это тем, что в конструкции такого устройства нет матового стекла вообще.

А благодаря тому, что источник света настолько мал, что его можно условно принять за точку, пойманные конденсором лучи преобразуются в абсолютно параллельный световой пучок. Все изображения с пленки проецируется параллельными лучами, создавая идеальные условия для работы объектива фотоувеличителя. Говоря более простым языком — лучше уже невозможно.

Недостаток точечного источника света только один - любая пылинка, любая царапинка на пленке, конденсоре или прижимном стекле, удерживающем пленку, будут немедленно спроецированы и с высокой резкостью отпечатаны на будущем снимке.

 

Подведем итог и попробуем сделать выводы, результат которых можно применить на практике для получения нужного нам выставочного отпечатка:

- Если форматы отпечатков не очень большие, например: 20х30 см, 30х40 см, то самым подходящим будет конденсорный увеличитель. Он и резкость обеспечит хорошую, и не придется долго возиться с настройками и чистотой кадра.

- Большие отпечатки, 60х90см и больше, а негатив не самый большой, то из него придется выжимать всю резкость до последней капли. На эту роль годится только увеличитель с точечным источником света. Честно скажем — это будет действительно очень сложная работа.

- Вы пиктореалист или истинный портретист и любите при съемке использовать мягко рисующие объективы - софт-объективы, монокли, авторскую портретную оптику или вообще безлинзовый пинхолл - тогда вашим выбором однозначно будет диффузный фотоувеличитель.

Саму конструкцию осветительных систем фотоувеличителей мы разобрали, но для качественной работы с ними этого еще недостаточно. Дело в том, что характер получаемой картинки на отпечатке будет зависеть еще и от самого проекционного объектива фотоувеличителя, а ведь объективы еще и сменные. 

И тут начинается самое интересное — как выбрать «тот самый» лучший объектив и что с ним делать дальше.

К сожалению, выбрать объектив по статьям, опыту или обзорам других невозможно, поэтому у каждого истинного «пленочника» со временем образуется небольшая коллекция проекционной оптики. Причем, кто-то верит только в дорогие и известные бренды, кто-то - в старый секретный дедушкин объектив от «Зоркого». У каждого свой путь, и подсказать тут невозможно. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Но есть правильный способ оценки вновь приобретенного «волшебного объектива», придерживаясь которого вы очень быстро найдете свой нужный экземпляр. Называется он - «библиотека объектива».

Библиотека объектива создается на каждый экземпляр оптики и в будущем помогает определиться с качеством отпечатков еще до начала самой печати. Грубо говоря, у вас есть набор образцов печати, показывающий, что ваш объектив сделает с вашим негативом и в каких условиях. Для ее создания вам придется купить или нарезать фотобумагу форматом 10х15 см, причем всех марок и типов, которые вы обычно используете в своей работе.

Например:
- «Березка» Славич: глянцевая-мягкая, матовая-мягкая, глянцевая-нормальная, матовая-контрастная;
- «Бромпортрет» полукартон Славич: глянцевая-мягкая, матовая-мягкая, глянцевая-нормальная, матовая-контрастная и т.п.

После этого нужно отобрать три негатива: нормальный, слегка недоэкспонированный и немного переэкспонированный. И отпечатать каждый из трех негативов на каждом из типов бумаги и на каждой из диафрагм купленного объектива, допустим: 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16.
Не забудьте, что на начало тестовой печати вам необходимо иметь свежую химию и не менять ее состав на протяжении всего теста.
И вот когда перед вами будет лежать такая увесистая пачка отпечатков с подписью чем, на что и как это снято, вы сможете честно сказать себе – «теперь я знаю про этот объектив все».
Стоит заметить, что пока вы все это напечатаете, как минимум приобретете начальный навык печатника-любителя. А как максимум может оказаться, что даже тот объектив, который достался вам вместе с увеличителем при его покупке, очень даже хорош при определенных условиях печати. Такие труды точно пойдут на пользу и принесут хороший результат.

Удачных вам экспериментов!

Автор статьи Илья Лукьянов.

 

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

1277

Полезные статьи

Как снять волшебный зимний портрет
Как снять волшебный зимний портрет
Портреты в снежную погоду делать сложно из-за суровых условий на улице. В этой статье собрано нескол ...
портреткомпозиция
267
9 советов по архитектурной фотографии
9 советов по архитектурной фотографии
Фотография классической или современной архитектуры - серьезное испытание. Несколько советов, которы ...
фотография для начинающихфотоурокиархитектурная фотографиякак фотографировать
3415
Зачем нужна вспышка при съемке движения?
Зачем нужна вспышка при съемке движения?
На улице может быть яркое освещение и вам покажется, что для получения хорошего изображения не нужен ...
теориякак фотографироватьвспышки
223
Войти