И профессиональные, и начинающие фотографы в своей деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью корректировать цвета полученных изображений. На пути к чистому цвету и правильной передаче всей гаммы оттенков стоит множество, казалось бы, непреодолимых препятствий: настройки самого фотоаппарата, настройки и фактическая точность передачи цветов монитором, на котором обрабатываются изображения, способность автора к восприятию огромного количества оттенков в одном кадре. Все это отнимает у нас много времени и нервов, но не гарантирует, что предоставляя фотографии на суд интернет-сообществам не придется услышать, что фотография «зеленая» или белый цвет не чисто белый.
Давайте разберемся и постараемся освоить несколько подходов в решении вопросов цветовой коррекции, которые позволят фотографу любого уровня чувствовать себя уверенным в результате и сократят время на обработку полученных изображений.
Совершенно недавно на рынке фотоаксессуаров появилась новая отечественная компания ZEUS. В первую очередь производитель предложил потенциальным покупателям интересное решение в области коррекции цвета – цветовую мишень. Вы спросите, чего же в этом нового, ведь цветовая мишень – достаточно распространенный аксессуар и множество брендов на протяжении не менее 10 лет активно поставляют его на российский рынок. Да, это именно так, но предложенные Зевсом (а именно так переводится название ZEUS), значительно дешевле. Цена составляет меньше 1000 рублей при размере близком к формату А4. На данный момент аналогов по цене нет. Считайте, что это «практически бесплатно».
Соблазнившись на столь недорогое удовольствие, я решился на покупку, тем более, что ближайшие конкуренты подорожали почти вдвое, так как закупка подобного товара, ведется за рубежом. Именно на основе цветовой карты ZEUS, рассмотрим вопрос цветокоррекции, ведь кроме удобства и скорости зачастую важна еще и цена.
Вариант первый – самый простой и быстрый
Перед началом фотосессии необходимо сделать тестовый снимок. Так как вариант, который мы рассматриваем, должен быть самым простым, съемку можно вести сразу в формате JPG. Цветовая мишень должна быть максимально равномерно освещена и все настройки, касающиеся цветности изображения на самом фотоаппарате, должны быть выполнены. Необходимо установить баланс белого (можно также использовать недорогую карту для установки баланса белого той же компании ZEUS).
Определитесь с тем, какие настройки цвета будут на самом фотоаппарате. Для этого в фотокамерах Nikon это функция Picture Control, а у Canon «Стиль изображения». Экспозицию, т.е. яркость кадра, нужно установить достаточно точно. Максимальную точность можно получить, если использовать карту серого (18%) ZEUS.
После того, как сделан эталонный кадр, выведите его на экран монитора в том редакторе, в котором планируете дальнейшую обработку фотоснимков и подгоните на глаз цветность монитора, чтобы снимок карты максимально походил на цвета и яркость мишени, которая стоит рядом с монитором.
После подгонки монитора под цветовые профили своей камеры в условиях эталонной съемки, запомните внешнее рабочее освещение у монитора, так как в будущем его менять нежелательно, иначе придется повторить всю процедуру заново.
При дальнейшей обработке фотоснимков вы будете визуально подгонять белый и чистые цвета к образцу, который находится перед глазами, разумеется, исправляя уже саму фотографию, так как монитор вы уже настроили. Цветовая мишень просто будет постоянно жить рядом с монитором.
Многим описанный мной способ покажется слишком примитивным и даже ошибочным, но не спешите его критиковать – он показал себя достаточно точным при последующей печати в лабораториях и выкладывании изображений в Интернет. Так как шаманство печатников и уж тем более колоссальная разность цветопередачи мониторов исключительного большинства зрителей в Интернете сводят на нет все наши усилия по более точной настройке цвета.
Второй вариант – коррекция цвета монитора по кодам RGB
Для такой настройки нужно просто снять с кадра, выведенного на мониторе, коды цвета инструментом «пипетка». И сравнивая полученный результата с указанными к мишени кодами RGB, выравнивать цветность монитора. На всякий случай, хотя это не секрет и такой информации на просторах Интернета тонны, приведу точные кода цвета в RGB к цветовой мишени ZEUS.
Третий вариант – самое приятное из открытий
С обратной стороны цветовой мишени в упаковке обнаружилась полная инструкция по ее применению для профессиональных фотографов. Это крайне приятно, так как обычно ее приходиться скачивать с сайта производителя или вообще искать где-то самому. Конечно это не сложно, да и большинство фотографов итак знают, как создать профиль DNG для фотокамеры с помощью калибровочной мишени. Но сам факт внимательного отношения отечественного производителя к потребителю просто сбивает с ног – что-то, видимо, в стране все же поменялось в лучшую сторону.
Инструкция довольно простая она состоит всего из трех пунктов:
- съемка эталонного кадра
- экспорт RAW-файла в формате DNG
- создание профиля в DNG Profile Editor
Еще хочу отметить, что производитель не стал создавать своего уникального платного софта, а предложил использование стандартного Adobe DNG Profile Editor, который доступен к установке как для OS, так и для Windows совершенно бесплатно.
В общем, я доволен приобретением, если кому-то покажется мой опыт интересным, то продукцию фирмы Зевс можно приобрести в магазине Фотогора на станции метро Электрозаводская. Всем удачных кадров!
Илья Лукьянов, эксперт по студийному профессиональному оборудованию Hensel