Способность искусства воздействовать на коллективное сознание и через него изменять мир, поистине чудесна, но как именно это происходит – загадка. Никто из социологов и историков не спорит, что искусство всегда было важной частью религии и власти, «помогало» влиять на умы, манипулируя массами.
В наши дни, как отмечает калифорнийский фотограф-документалист Алекс Томпсон (Alex Thompson), искусство зачастую становится рупором недовольных существующим положением. Автор многих работ, публиковавшихся в LA Weekly, The Guardian US и других известных изданиях много работает над освещением экологических проблем и их социальных последствий. Он размышляет над тем, может ли фотография – один из наиболее актуальных видов творчества – менять мир к лучшему (или к худшему).
Исторически сложилось так, что искусство стало способом познания мира. Художники изображением передают идеи, концепции, события так, как не смогут и тысячи слов. Неудивительно, что этой особенностью искусства пользовались во все времена для манипуляций – короли и наделенные властью особы заказывали у скульпторов и живописцев работы с определенным «посланием». Они использовались для декларирования определенной точки зрения, сохранения контроля над массами. Цель искусства, кроме художественной, была, таким образом, и «общественной» – если под последней понимать трепет и благоговение, которое оно должно было вызывать у людей.
Но как же в эту известную историческую ситуацию вписывается современная фотография? С ростом доступности и распространенности цифровых камер она становится рычагом, который способен влиять на общество не хуже ее живописных предшественников.
Фотография и война: возможность ощутить, увидеть и повысить осведомленность общества
![by Nick Ut](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/11/Huynh-Cong-Ut-1.jpg)
by Nick Ut
Нельзя отрицать роль фотографии в формировании мнения общества о тех или иных событиях, особенно, глобальных. Знаменитое полотно Ника Ута (©Nick Ut) «Ужас войны» с бегущей от напалма вьетнамской девочкой, фото утонувшего сирийского мальчика-беженца, сделанное Нилюфер Демир (©Nilufer Demir), цикл Метта Блека (©Matt Black) «География нищеты», рассказывающий о беднейших жителях Соединенных Штатов – все это повышает нашу осведомленность о том, что происходит в мире. Эти значимые и масштабные работы имеют общую особенность: они способны влиять на эмоциональное состояние и, как следствие, на решения аудитории. Влияние невозможно точно измерить или досконально доказать, но исследовать безусловно существующую корреляцию необходимо.
![by Nilufer Demir](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/11/Nilufer-Demir-1.jpg)
by Nilufer Demir
![by Matt Black](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/11/Matt-Black-1.jpg)
by Matt Black
Сила искусства такова, что ту самую фотографию Ника Ута иногда считают одной из причин прекращения войны во Вьетнаме. Доказательств этому нет, но растущее недовольство и возмущение жестокостью происходящего даже было причиной обвинений автора в некоторой спекуляции ситуацией. Так или иначе, вскоре после этого военные действия сошли на нет – что прекрасно иллюстрирует мысль об изменениях, которые может вызвать одно фото. Переданный в одной секунде весь ужас войны почувствовали люди во всем мире.
Тот же эффект произвела работа Нилюфер Демир, снявшей утонувшего во время кризиса в Сирии трехлетнего мальчика. Распространившееся по всему миру изображение продемонстрировало реалии войны и ситуацию с беженцами. Возмущение общественности услышали даже власти – к примеру, британский премьер-министр. Дэвиду Камерону пришлось согласиться с тем, что в страну необходимо впустить беженцев. Возможно, опубликовав снимок, фотограф спасла тысячи жизней.
Документальная фотография, как способ изменить мир
Репортаж и документалистика остро реагирует на проявления социальных «сложностей». Это иллюстрируют работы Мэтта Блэка, который создал цикл снимков о городах Америки, где число живущих за чертой бедности превышает 15%. Проехав по 70 крупным и небольшим населенным пунктам, он фотографировал лица нищенской прослойки США, и образы оказались, безусловно, сильными. Это рассказ о коррупции, искалеченных жизнях и долгом пути, на котором всем придется столкнуться с трудностями изменений. Разговор о бедности всегда сложен, и эти фотографии вряд ли будут забыты.
![by Matt Black](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/11/Matt-Black-2.jpg)
by Matt Black
Цикл Блэка напоминает о работах Стейси Кранитц (©Stacy Kranitz), которая снимала в регионе центральных Аппалачей. Район, признанный одним из беднейших в США, известен печальной статистикой по низкому уровню образования. Фотограф рассказала трагичную историю о расизме, отсталости местного населения и... человечности, надеясь, что вокруг проблемы возникнет общественная дискуссия.
![by Stacy Kranitz](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/11/Stacy-Kranitz-1.jpg)
by Stacy Kranitz
Нельзя категорично утверждать, что фотографии помогают людям непосредственно – это опасное заблуждение. Но они способны не просто привлечь внимание, а вызвать острое, даже болезненное чувство сопереживания, которое подталкивает людей к реальным действиям. Фотоизображения служат своеобразной антропологической летописью, в которой отражены жизни некоторых современников автора. Они дают нам возможность получить представление о сложности человеческой природы, и вызвать определенные ассоциации, принять людей, изображенных на снимках такими, как они есть.
Вопросы, которые освещает искусство фотографии, – от военных конфликтов до культуры
Многие фотографы используют свое творчество как платформу для высказываний. К примеру, Натали Кейссар занимается вопросами культуры молодежи, ее активности и места в политическом пространстве. Она не считает, что ее работы меняют мир напрямую, и не думает, что они должны это делать. Как и Стейси Кранитц, фотограф стремится к «улучшению взаимопонимания между людьми, созданию конструктивного диалога и вовлечению в него всех зрителей».
![by Natalie Keyssar](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/11/Natalie-Keyssar-1.jpg)
by Natalie Keyssar
Мы знаем, что на любое изображение можно смотреть с разных позиций и интерпретировать его так, что первоначальный смысл если не исчезает, то сильно искажается. Но, в конце концов, язык искусства метафоричен, и каждый имеет право на собственное видение. Что важно в первую очередь, так это основная идея – а не сиюминутный контекст и не предмет, изображенный на снимке. Главное то, что человечество само определяет и свои «границы влияния», и меру власти над ситуацией. Если люди, вместо отказа замечать ужасы или неприятные для себя истины, позволяют им войти в свою жизнь и стать частью ее, это можно расценивать, как настоящий подвиг. В любом случае, уровень ответственности за происходящее и рамки, в которых человек принимает личные решения, существенно расширяются.
Знаменитый фотокорреспондент, ветеран документалистики конфликтов Лесли Стоун (©Leslie Stone) создал огромное количество работ на все возможные острые темы. Сегодня он занимается съемкой борьбы за сохранение окружающей среды и деятельности компаний, вовлеченных в добычу ископаемых видов топлива. Сам он говорит, что этот сложнейший труд если и станет причиной реальных изменений, то только через несколько десятилетий. Однако эти напоминания могут стать для нас наглядным уроком и причиной начать диалог о социальном прогрессе.
Фотография может стать катализатором перемен, но к ее функции нельзя подходить с позиций черно-белого максимализма. Не всегда на снимках отражаются ключевые мировые события – статуя кровавого диктатора падает на землю, войска уходят из разрушенной конфликтом области. Зачастую изменения начинаются с простого факта принятия ранее чуждого нам образа жизни, точки зрения.
Увидев что-то на фотографиях, нам легче осознать реальность и начать разговаривать друг с другом на одном языке. Мы в этом отчаянно нуждаемся. Съемка помогает прочувствовать на себе чужие испытания и невзгоды. Искусство крепко «вколачивает» это ощущение в коллективное сознание, сохраняя нашу историю, в том числе, с помощью фотографий, которые рассказывают правду. Они дают нам возможность осознать, что такое быть человеком, быть человечным.