За последние годы производители фототехники сделали огромный шаг вперед, предоставив пользователям такие возможности, о которых раньше можно было только мечтать. Благодаря этому все больше людей начинают увлекаться фотографией и многие из них углубляются в те жанры, которые еще недавно были доступны только избранным профессионалам с дорогой техникой.
Съемка диких животных – один из самых сложных видов фотоискусства, ведь здесь нет дублей, и второй удачной возможности сделать хороший кадр может и не быть. Вы не попросите леопарда вновь запрыгнуть на камни, а антилопу – второй раз пробежать перед ним. Фотосъемка живой природы – это своего рода репортаж, в котором нужно по максимуму использовать каждую возможность, чтобы получить интересный снимок.
Все изложенные в данной статье рекомендации профессиональных фотографов могут показаться простыми и очевидными, но попробуйте строго их соблюдать, и увидите, как изменится качество ваших снимков.
Первый совет универсальный. Изучите возможности своей камеры
Среди новичков бытует мнение, что для получения хороших фотографий, прежде всего, необходима дорогостоящая фототехника, но это не совсем так. Использование камеры и объектива среднего класса позволяет добиться отличных результатов, но только в случае, когда вы можете полностью реализовать весь потенциал оборудования.
Чтобы успешно снимать дикую природу, вы должны точно знать три вещи о своем фотоаппарате:
- какая минимальная скорость затвора позволяет получить изображение нормальной четкости;
- насколько быстро можно изменить точку фокусировки и режим съемки;
- какое максимальное значение ISO позволяет получить снимки приемлемого качества.
Также вам нужно уметь менять все необходимые настройки, не отрывая глаз от видоискателя. Помните, что большинство интересных событий в природе происходит в считанные мгновения, и недопустимо потерять это время из-за того, что вы не владеете имеющимся инструментом в совершенстве.
Второй совет – изучите предполагаемый объект фотосъемки
Перед тем, как снимать, вы должны четко знать, какие животные обитают в запланированной для фотосъемки местности, хорошо изучить их повадки и распорядок дня. Нужно понимать: кто, где и в какое время питается, отдыхает или спаривается. Это поможет не только выбрать удачный момент и место для фотосъемки, но и позаботиться о своей безопасности, ведь есть немало животных, которые могут напасть, если их потревожить в неподходящий момент.
Кроме того, неудачное появление человека может вызвать стресс у многих представителей фауны, а это недопустимо. Не ленитесь проделать «домашнюю работу» по изучению повадок своих моделей, и вероятность получения удачного снимка значительно возрастет.
Третье, что нужно – это грамотно использовать базовые правила фотографии
Независимо от жанра фотографии, существуют правила, которые лежат в основе получения хороших снимков. Все они находят применение и в съемке дикой природы. Вам необходимо помнить про «правило третей», определять правильность экспозиции и знать, как использовать гистограмму.
Подобные аспекты должны отложиться в подсознании, и в нужный момент сработать, чтобы вы не упустили то мгновение, которое будет для фотосъемки. Недопустимо, чтобы потенциально хороший, а главное долгожданный, кадр был испорчен неправильной экспозицией или неудачным ракурсом.
Только после того, как вы освоите правила, придет время учиться их нарушать. Вы ведь не хотите, чтобы все ваши работы были точными копиями того, что снимают сотни тысяч фотографов по всему миру?
Чтобы получить удачный кадр, иногда нужно жертвовать всеми правилами и канонами, если это того стоит. Нередко прибегать к подобным экспериментам приходится тогда, когда отсутствует зрительный контакт с животным, и оно занято своими делами.
Четвертое, что нужно – использовать свет по максимуму
Одна из главных рекомендаций профессиональных фотографов заключается в том, что необходимо по максимуму использовать «золотое время» для съемки – утренние и вечерние часы (конечно, если это время позволяет использовать распорядок дня животных, которых планируется заснять).
Днем солнечный свет слишком жесткий, он не дает возможность получить снимки с хорошей прорисовкой теней и качественной цветопередачей. Исключением может стать пасмурный день, когда тучи играют роль софтбокса, делая освещение более мягким. В такую погоду снимать можно с утра и до вечера, было бы желание и подходящие модели.
При фотосъемке дикой природы фотографу часто приходится довольствоваться тем светом, который есть. Если его мало, то можно повысить значение ISO, но при этом нельзя переусердствовать, чтобы не получить снимок с цифровым шумом.
Не всегда можно перейти в другое место, чтобы изменить угол падения лучей – это может спугнуть животное, да и времени на такой маневр зачастую нет. Но, с другой стороны, неподходящее, на первый взгляд, освещение может придать снимку оригинальность.
Пятое, что нужно запомнить – для получения хороших фотографий не обязательно иметь телеобъектив и снимать крупные планы
Нередко фотографы зацикливаются на том, чтобы использовать телеобъективы с фокусным расстоянием от 500 мм и выше, стараясь получить максимально подробное изображение. В результате на таких снимках мы видим животное, оторванное от общего фона, напоминающее иллюстрацию для зоологического атласа. Вопреки бытующему мнению, гармоничные фотографии можно получать и с помощью широкоугольного объектива, показывая не только отдельное животное, но и окружающую его природу.
Длиннофокусный объектив также позволяет получить гармоничные снимки при построении грамотной композиции. Главное правило – старайтесь подобраться поближе к объекту съемки, и лишь потом используйте возможности техники для изменения фокусного расстояния.
Шестое высказывание – чем больше моделей, тем интереснее снимок
Этот совет не стоит принимать за правило, но в ряде случаев снимок, на котором запечатлено несколько животных, будет интереснее, чем тот, где находится только одна модель. Чаще всего, в компанию животные собираются на водопое, во время приема пищи, на отдыхе и в брачный период. Если вы видите, что к одной вашей модели присоединилось еще несколько, то подождите немного, и, возможно, получите шанс сделать интересную фотографию.
Седьмая рекомендация – меняйте перспективу
Нередко можно увидеть фотографа, снимающего с высоты своего роста. С такого ракурса весьма проблематично сделать хороший кадр. Если есть возможность, следует опускаться на уровень глаз животного. Визуальный контакт с объектом съемки позволяет добиться более доверительных отношений с ним.
Помимо этого, вы представляете меньше угрозы, когда не возвышаетесь над своей моделью. В результате животные будут чувствовать себя естественнее, порой вообще забывая о вашем присутствии, что позволит получить интересные кадры их повседневной жизни.
Восьмое, на что следует обращать внимание – гармония в кадре
Нередко начинающие фотографы стремятся снимать преимущественно больших и популярных животных, в то время как рядом есть множество менее заметных, но более подходящих объектов для фотосъемки.
К примеру, во время сафари люди в первую очередь хотят запечатлеть представителей «большой пятерки». Опытные фотографы знают, что царь зверей – не лучшая модель, ведь он спит по двадцать часов в сутки, и для получения хорошего результата его можно фотографировать только в строго определенное время.
Девятое по порядку, но не по значимости, утверждение гласит, что терпение – это не добродетель, а жизненная необходимость для фотографа
Попадая в окружение дикой природы, помните, что вы – на чужой территории, и находящиеся там животные относятся к вам настороженно и с опаской. Не спешите искать удачный объект и ракурс для кадра – дайте местным обитателям время к вам привыкнуть.
Если вы видите подходящий для фотосъемки объект, то не стоит сломя голову бежать в его сторону – скорее всего, осторожный зверь просто скроется от вас. Лучше выжидать, приближаясь к потенциальной модели постепенно, застывая на месте, если она проявляет беспокойство. Когда животное поймет, что вы не представляете угрозы, шансы на получение интересного снимка значительно возрастут.
Нередко требуются долгие часы ожидания, чтобы увидеть кульминацию какого-то сюжета. Природа живет своей жизнью, и никто не будет ускорять течение событий для того, чтобы вы сделали интересный кадр.
Десятое положение вещей требует от фотографа наслаждаться происходящими событиями, окружающей природой, погодой, флорой и фауной
При фотосъемке дикой природы постарайтесь отнестись к своему занятию как к отдыху, а не как к работе. В первую очередь, получите удовольствие от общения с миром, который еще не полностью изменен рукой человека, продолжает жить своей, отдельной от нашей, жизнью. Если вы будете относиться к природе как к «храму, в котором человек – лишь гость», то сможете не только получить действительно интересные снимки, но еще и отлично расслабиться и отдохнуть.
Помните, что запечатлеть окружающую красоту можно лишь тогда, когда вы научитесь ее замечать и ценить мельчайшие детали.