Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер"

261

Знаменитый российский фоторепортер, дважды лауреат премии WorldPressPhoto, Юрий Георгиевич Белинский - автор работ, которые всегда входят в альманахи лучших фотографий советского периода. Корреспондент петербургского (а ранее - ленинградского) отделения ТАР-ТАСС родился и всю жизнь прожил в городе на Неве, но известен он далеко за его пределами.

photographer Uriy Belinskiy

Узнаваемый почерк и жанровая широта

Одинаково талантливо Белинскому удаются репортажи, сюжетная и пейзажная съемка, портреты знаменитостей - он фотографировал чуть ли не всех советских легенд, от Высоцкого и Окуджавы до Горбачева и Собчака. Одну из двух премий Golden Eye WPP он получил как раз за снимок "звезды" - Михаила Румянцева, известного публике как клоун Карандаш. Эта и другие работы Юрия Георгиевича неоднократно публиковали в России и за рубежом, однако, несмотря на популярность своих фотопортретов, сам он считает себя, прежде всего, фотокорреспондентом.

В интервью "Петербургскому театральному журналу" Белинский отмечал, что "уклон" в сторону культурного жанра в его творчестве заметен, но в нем есть и другие направления - съемка ЧП и заметных событий, фото промышленных объектов и многое, многое другое. Юрий Георгиевич принципиально не склонен использовать в отношении себя слово "художник". Он говорит, что до искусства фотограф должен дорасти, освоив профессию как ремесло. Коллеги и поклонники автора твердо уверены - сам он давно перешагнул этот зыбкий барьер.

Работы Белинского ценны запечатленным мгновением и остротой, с которой он замечает детали окружающего мира. Собственный корреспондент ТАР-ТАСС снимает "с чистого листа", без дублей. Для него важно восприятие момента, он не ждет, понимая, что через пять минут ситуация станет принципиально иной. Профессия событийного фотокорреспондента из крупнейшего новостного агентства тоже накладывает отпечаток на подход к работе. Если фото с театральной премьеры или места громкого происшествия ждут в редакции через час, приходится спешить со съемкой и обработкой, иначе они будут уже не нужны.

Белинский, неоднократно удостоенный звания лучшего фотокорреспондента года, хорошо знаком с нюансами ремесла и говорит, что хорошего фотографа от плохого отличает лишь количество штампов. Он, как и коллеги, много снимает, умея, как того требует время, четко делить работу по жанрам и выдерживая их каноны. При этом, проработав несколько десятилетий на главное советское информагентство, он хорошо помнит, как нечетки были границы между портретом, репортажем, спортивной или другой съемкой.

Юрий Георгиевич в большинстве жанров работает с присущим ему умением балансировать между недосказанностью и четко очерченным сюжетом. Снимая портреты, он стремится познакомиться с человеком, решить, чего он ждет от модели и результата, "зацепившись" хотя бы за выражение лица. Порой бывает сложно, в особенности с актерами и другими представителями творческого олимпа, - они не слишком любят пускать зрителей в свой внутренний мир.

photo by Uriy Belinskiy

С подобными трудностями Белинский столкнулся при съемке Карандаша для того самого знаменитого фото. Заказанная к 75-летию Михаила Румянцева съемка не складывалась - клоун не разрешил фотографировать его в гримерке и на манеже. С огромным трудом удалось сделать несколько кадров во время прогулки с собаками в Летнем саду. Выгул там запрещен, и фотограф каждую минуту ждал, что к ним подойдет милиционер, но все обошлось, и снимок "Закадычные друзья", сделанный на ходу, стал несомненной удачей.

photo by Uriy Belinskiy

Вторую премию Golden Eye автор получил за фотографию рождения жирафенка в зоопарке Ленинграда - города, где он родился, вырос и освоил профессию.

От фотокружка во Дворце пионеров до главного новостного агентства

Известный сегодня фотограф родился в 1946 году и еще в школе увлекся фоторепортажем - уже тогда его снимки, сделанные по заданию ЛенТасс, публиковали в СМИ. С 14 лет Белинский занимался в фотокружке Дворца пионеров, а первую фотокамеру "Любитель", пленку и проявители он получил в подарок еще в третьем классе. Будущему мэтру так понравилось снимать, что он фотографировал всех окружающих, несмотря на то, что фотоаппарат был не совсем исправен.

Из-за не слишком удачных результатов Белинский на время бросил съемку и решил стать машинистом поезда метро. К счастью для ценителей фотоискусства, его не приняли в техникум из-за плохого зрения, он вернулся к фотографии и после окончания школы 2,5 года проработал ассистентом кинооператора на студии кинохроники в Ленинграде. Родители подарили начинающему фотографу фотоаппарат "Смена", а на экспонометр он заработал сам, нанявшись на почту и разнося поздравительные открытки. Чтобы купить камеру "Зоркий-2", Белинскому пришлось месяц проработать курьером, но уже в начале 1967 года его пригласили в ИТАР-ТАСС.

В Ленинградском отделении агентства Юрий Георгиевич много лет проработал фотокорреспондентом, сделав много известных снимков. Он снимал прохожих, поклонников музыки, жаждущих заполучить билет на концерт (известное фото "Невский проспект"), протестантов в августе 1991 года, театральных актеров, балетных прим, академиков, детей и губернаторов. Булат Окуджава позировал ему на даче в Солослово, а Михаил Горбачев - за накрытым столом в АБДТ.

photo by Uriy Belinskiy

Сегодня Юрий Георгиевич продолжает работать, привнося в репортаж свое художественное видение и радуя поклонников талантливой и живой фотографии.

Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер" Юрий Белинский: "Я, прежде всего, - фоторепортер"

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

261

Полезные статьи

Заброшенный советский завод «Свема», г.Шостка, или Nostalgia каждого из нас…
Заброшенный советский завод «Свема», г.Шостка, или Nostalgia каждого из нас…
Вряд ли найдется кто-то среди фотографов, у кого не замрет в сладком ностальгическом порыве сердце п ...
история фотографиирепортажная фотографияпленочная фотография
305
Эдуард Буба - гармония и чудо жизни на снимках французского фотографа
Эдуард Буба - гармония и чудо жизни на снимках французского фотографа
Стиль Эдуарда Буба называют лирическим репортажем, однако он работал не только в уличном, но и в пор ...
классикипортрет
293
Юрий ХРАМОВ: «Получайте кайф от решения сложных задач!..»
Юрий ХРАМОВ: «Получайте кайф от решения сложных задач!..»
Как так иногда получается, что хобби становится профессией? И не просто профессией, а наполняет глуб ...
современникиинтервьюрепортажная фотография
102
Войти