Ян Берри (Ian Berry), также известный в арт-среде как Demimu — британский художник, который не пишет картины красками, а составляет их из джинсовых лоскутков, как старинную мозаику. Его работы невероятно популярны, их дорого покупают и выставляют в галереях по всему миру. Известнейшая компания Ray Ban даже выпустила лимитированную коллекцию солнцезащитных очков с "джинсовым" дизайном, вдохновившись творчеством Берри. Его картины даже вблизи можно принять за стильно отретушированные фото — настолько они реалистичны и точны. Между тем, художник всегда работает в технике пэчворк, используя джинсы и ничего кроме них.
Ян Берри создает невероятные портреты знаменитостей, городские пейзажи, зарисовки из жизни, фотографии которых часто тиражируют в известных печатных и онлайн-изданиях — Elle, Playboy, Metro International, Nylon, Trend Hunter. Он стал победителем Rivet 50 и за свои работы был включен в ТОП-50 самых влиятельных людей в "мире денима".
Также Ян Берри входит в список 30 ведущих художников, не достигших 30 лет. Он создает уникальные работы — например, картину 3х3 метра на стене здания в американском штате Индиана или портрет Джеймса Дина для музея в Фэрмаунте, родном городе актера. Кроме этого символа поколения Берри делал картины и с другими знаменитостями — Мерилин Монро, Марлоном Брандо, дизайнером Джорджио Армани, моделью Жизель Бюндхен. Для портрета автогонщика Айртона Сенны в поддержку организации его имени Ян использовал джинсы, которые ему отдала семья покойного чемпиона Формулы-1.
У художника вышла собственная фотокнига Denim on Denim, где представлены интересные образцы его монохроматических и цветных работ, но, конечно, по-настоящему оценить их оригинальность можно только "вживую", поэтому выставки Берри в разных уголках планеты всегда привлекают зрителей. Самые известные из них — Behind Closed Doors, организованная в 2016 году, Soho Records2018 года и Hotel California 2019 года. В планах Берри — постоянная выставка в Сан-Франциско и несколько новых экспозиций в Европе и США в 2020-2021 годах.
Джинсы на джинсах
Все картины Ян Берри создает, используя в качестве основы джинсовую ткань и накладывая на нее кусочки денима. Чтобы разнообразить цветовую палитру, он обрабатывает текстиль растворителем, красящими спреями, а недавно начал работать и с цветными джинсами.
Изначально Берри делает фотографии, затем обрабатывает их, переводит в монохром или придает определенный синий оттенок, затем, на основе фоторабот приступает к созданию картин.
Основная техника, которую использует художник — пэчворк с проклейкой элементов клейкой лентой или прошивкой нитками. Чтобы придать картине глубину, Берри делает на швах разноцветную строчку и постоянно ищет новые, необычные оттенки джинсовой ткани. Он часами ходит по благотворительным базарам, скупает деним рулонами или приобретает несколько одинаковых новых вещей в магазине, чтобы потом сразу же разрезать их.
Джинсовой тканью художник может "нарисовать" что угодно — удивительно точный портрет, изображение металлических бочек или столбов, каменной стены, травы и деревьев, для которых он использует самые маленькие лоскутки и обрывки. Универсальность и привычность денима делают картины Берри "близкими", теплыми, но благодаря необычной технике и скрупулезности Яна его работы поражают воображение и искушенных скептиков.
С помощью картин художник передает зрителю красоту и разнообразие оттенков индиго на лоскутках ткани, когда-то поразивших его самого. Их яркий контраст, мягкие переходы цвета, некоторая брутальность и приземленность превращают работы в художественный и даже социальный манифест — ведь джинсы до сих пор ассоциируются с протестом, "голосом улиц", демократичностью, простотой и непримиримостью молодости. У денима есть и обратная сторона — выраженный материализм, эгалитаризм, и они, по мнению самого автора, помогают наполнить работы двойственностью и "многоуровневыми" смыслами.
При этом картины Берри соответствуют духу времени и тренду на осознанное потребление. В большинстве случаев художник использует изношенные, вышедшие из употребления вещи и даже начинал он с покупки вещей в секонд-хендах и благотворительных распродажах. На официальном сайте художника можно сделать "джинсовое пожертвование" — прислать ему отслужившую одежду, чтобы она не причинила вред природе, а стала частью искусства.
Эксперименты родом из детства
Красота и многоликость денима поразила Яна Берри, еще когда он был ребенком. Будущий современный художник родился в 1984 году в британском городе Хаддерсфилд и с детства любил носить джинсы. До сих пор он помнит, как некомфортно ему было в других брюках. Когда в подростковом возрасте он наткнулся на любимые старые джинсы в куче вещей для благотворительного базара, он не смог с ними расстаться. Художник говорит, что богатство оттенков на вытертой ткани, ее фактура и красота просто завораживала, и он еще тогда заинтересовался ее возможностями.
Берри поступил в школу графического дизайна, а по ее окончании стал работать в рекламной сфере, но все бросил, чтобы посвятить себя любимому занятию. Еще во время обучения он начал экспериментировать с денимом, собирая джинсы в секонд-хендах, у друзей и знакомых. Благодаря настойчивости и таланту его работы заметили крупные галеристы, и художник быстро стал известным. То, что началось как эксперимент, стало делом жизни.
Сегодня Ян Берри живет и работает в Швеции и часто путешествует. Он дает интервью ВВС и другим крупным каналам, открывает свои выставки, охотно общается с прессой. Она, в свою очередь, часто о нем пишет и помогает все большему числу поклонников современного искусства узнавать о талантливых и необычных работах художника.