Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Вопросы синхронизации — в студии и на улице

505

Чаще всего у фотографа, работающего в студии или на выезде со вспышками, возникают вопросы, связанные с синхронизацией фотоаппарата и вспышки. Давайте разберемся в этом вопросе, как в случае использования накамерных выносных вспышек, так и в ситуации с применением студийных моноблоков. Для начала нужно разобраться со способами и видами синхронизации. Есть несколько способов заставить камеру и вспышку работать совместно:

  1. Синхронизация по X-шнуру
  2. Синхронизация по TTL-шнуру
  3. Синхронизация с использованием встроенной вспышки
  4. Синхронизация с использованием инфракрасного синхронизатора
  5. Синхронизация с использованием радиосинхронизатора

Синхронизация с помощью шнуров - это соединение камеры и вспышки с помощью кабеля. Если "X" кабель позволяет камере только запустить вспышку, то с помощью "TTL" кабеля камера может управлять мощностью вспышки самостоятельно (если, конечно, в самой вспышке есть функция TTL-управления). Также стоит помнить, что TTL-системы разных производителей (Canon, Nikon, Sony, Olympus, Panasonic, Pentax и Fujifilm) между собой несовместимы, как программно, так и по количеству контактов на разъемах. Главным недостатком синхронизации с использованием кабеля любого вида является ограничение свободы передвижения фотографа, а также возникновение угрозы повреждения вспышки или камеры при случайном задевании кабеля.

Синхронизация с использованием внешней вспышки не всегда возможна, так как для успешной совместной работы камеры и студийной вспышки необходимо перевести встроенную вспышку камеры в ручной режим. К сожалению, не все модели камер имеют такие настройки, а большинство камер Canon вообще не имеют такой возможности (младшие модели) или имеют только встроенную вспышку (старшие модели). Главным недостатком такой синхронизации является побочная засветка объекта съемки от срабатывания встроенной вспышки.

Однако совместно с системными внешними вспышками возможна работа встроенной вспышки в TTL-режиме. При такой синхронизации встроенная вспышка не только запустит внешнюю вспышку, но и будет ей полностью управлять. Встроенная вспышка при работе в режиме дистанционного TTL-управления ведомыми внешними вспышками (от одной до девяти внешних вспышек) передает в режиме стробоскопа всю необходимую информацию, включая требуемый уровень мощности, для согласованных внешних вспышек. В таком режиме фотографу вообще не нужно следить за вспышками — камера все сделает сама. Однако есть и серьезный недостаток — современные системные вспышки, поддерживающие дистанционное TTL-управление, стоят очень дорого.

Работа с инфракрасным синхронизатором довольно проста. Это небольшая внешняя вспышка с установленным инфракрасным фильтром. Для ее работы не требуется никаких специальных настроек, только необходимо включить фотоловушки на запускаемых синхронизатором вспышках (обычно это кнопка или пункт меню "Slave"). Главный недостаток такой системы заключается в том, что она может отказать при работе в ярко освещенном помещении или на улице из-за засветки фотоловушек ведомых вспышек. Последний и самый совершенный метод синхронизации - это синхронизация с использованием радиосинхронизатора (радиотрансмиттера).

Она также бывает нескольких видов: обычная (просто дистанционный запуск вспышек), с возможностью ручной удаленной настройки приборов по радиоканалу и автоматическая в режиме TTL. В любом случае, для реализации такого подхода необходим радиоизлучатель, установленный на камере, и радиоприемник, который может быть внешним или встроенным во вспышку. Плюсов у этого метода очень много: большая рабочая дистанция (иногда до 200 метров), наличие нескольких каналов (возможность автономной работы в одном помещении сразу нескольких фотографов), скорость работы (не нужно ждать перезарядки пускового устройства - некоторые системы позволяют снимать даже серийно). Единственный недостаток - цена. Это самый дорогой вариант синхронизации, особенно если речь идет о TTL-системах. Что касается видов синхронизации, то их всего три:

  1. Синхронизация по первой шторке.
  2. Синхронизация по второй шторке.
  3. Высокоскоростная синхронизация. Дело в том, что вспышка должна сработать, пока затвор камеры полностью открыт, и здесь важно понимать, что открывает затвор одна шторка, а закрывает уже другая.

Не будем подробно разбираться в устройстве современных ламельных затворов — нам просто достаточно понимать, что есть момент начала открытия кадра и момент начала закрытия кадра. И очень важно для получаемой фотографии, когда именно сработает вспышка — в начале или в конце.

Высокоскоростная синхронизация подразумевает возможность съемки со вспышкой на выдержках короче выдержки «Х» синхронизации. То есть это специальный режим работы самой вспышки, которая подстраивается под работу камеры на коротких выдержках. Подробное описание техники высокой синхронизации — тема отдельной статьи. Что же касается возможностей, предоставляемых функцией высокоскоростной синхронизации, то тут можно отметить: съемку со вспышкой в солнечный день на коротких выдержках, возможность активного раздельного управления яркостью переднего плана и фона в кадре (модельная и рекламная съемка), съемку активно движущихся объектов на ярко освещенном фоне (спортивные мероприятия, съемка на пляже). Главным недостатком вспышек, поддерживающих высокоскоростную синхронизацию, является высокая цена.

Теперь мы знаем все виды и способы синхронизации, и нам остается разобраться в настройках самой камеры. Тут ничего сложного нет, но существует несколько постулатов, которые просто необходимо принять на веру:

  1. При простой (не TTL) синхронизации можно устанавливать любую необходимую вам выдержку, но не короче, чем выдержка «Х» синхронизации вашей камеры, указанная в инструкции к ней (обычно это или 1/125 или 1/250 секунды). В противном случае кадр получится наполовину черным.
  2. Изменение выдержки не повлияет на яркость объекта, освещенного вспышкой, но изменит яркость объектов, которые вспышка не осветила (например, фон). На яркость освещения объекта вспышкой может влиять только диафрагма и чувствительность матрицы.
  3. Студийные вспышки имеют огромную мощность, поэтому с ними очень сложно работать при использовании больших диафрагм. Идеальными параметрами работы со студийными моноблоками будут: t 1/125, f 11, ISO 100.

Ну вот и все — желаю вам удачных кадров.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

505

Полезные статьи

Азы аналоговой фотографии. Фотоувеличитель для продвинутых, часть 3-я
Азы аналоговой фотографии. Фотоувеличитель для продвинутых, часть 3-я
Третья часть цикла статей  об аналоговой печати изображений. Всем, кто увлекается фотографией будет ...
пленочная фотографияазы фотографиианалоговая печатьпленка
372
Как работать с градацией цвета для кинематографического эффекта в фотографии
Как работать с градацией цвета для кинематографического эффекта в фотографии
Цветовая градация - это процесс, который фотографы используют для изменения визуального тона изображ ...
теориякак фотографировать
236
Как снимать с хромакей. Советы, приемы и материалы для использования зеленого экрана
Как снимать с хромакей. Советы, приемы и материалы для использования зеленого экрана
Видеоурок рассказывает о том, как установить зеленый фон, расставить свет в помещении или на улице, ...
схемы светафотофонхромакей
406
Войти