Имя Джорджио Зоммера (Giorgio Sommer) упоминается всегда, когда речь заходит о величайших мастерах фотографии XIX века. Он не придерживался какого-то определенного стиля, скорее был универсальным фотохудожником всех существующих направлений того времени. За длительную карьеру мастер открыл собственную мастерскую и фотоателье, выпустил несколько фотоальбомов.
Джорджио Зоммер родился в 1834 году в немецком городке Франкфурт-на-Майне, имея при этом итальянское происхождение. Перед тем как заняться фотографией, он изучал бизнес и делопроизводство. Но творческая натура переопределила род его занятий на всю оставшуюся жизнь: Джорджио все-таки стал фотографом и открыл свою фотостудию.
В возрасте 22 лет он переехал в столицу Италии, где совместно с единомышленником организовал фотоателье. Не задержавшись надолго в Риме, Джорджио Зоммер перебрался в Неаполь, где одну за другой открыл несколько фотостудий и создал их филиалы.
Когда фотографу исполнилось 27 лет, он связал себя узами брака, в котором появились двое замечательных детей. Женой стала Антония Шмидт – дочь изготовителя роялей из Моравии.
В течение жизни фотограф очень много путешествовал по Италии и снимал природные ландшафты, людей и музейные экспонаты. Смерть настигла Зоммера в Неаполе в 1914 году в возрасте 79 лет.
Творческий путь и особенности стиля
Творческая жизнь известного фотографа была наполнена большим количеством ярких событий и достижений. Первые шаги в роли профессионального мастера он сделал, выполняя заказ для высокопоставленных лиц Швейцарской Конфедерации. Правительство доверило ему съемку горных рельефов. Работа была выполнена на высоте, что позволило Джорджио закрепить свои позиции и стать известным. Он смог открыть первую собственную студию.
Талант и художественные порывы требовали большего простора и через несколько лет Зоммер, уже в столице Италии в стенах фотоателье «Sommer & Behles. Napoli e Roma», продолжил работу над одними из снимков, который стал считаться лучшим снимком XIX века.
Основная тематика работ фотографа касалась неповторимых видов Рима: природных пейзажей, архитектурных красот и повседневной жизни горожан. Он тонко чувствовал художественный посыл фотографии и максимально четко передавал на снимках. Не смотря на то, что все кадры, дошедшие до наших дней, черно-белые, при тщательном их рассмотрении можно увидеть все краски жизни людей того столетия.
Ввиду того, что Джорджио очень много путешествовал и переезжал с места на место, сейчас его называют «гражданин мира». В авторской коллекции снимков большое количество фотографий со всей Европы. Следующим географическим пристанищем Зоммера после Рима оказался Неаполь. В течение нескольких лет фотограф открыл там ряд студий и один филиал. Большую часть времени мастер посвящал съемкам городских пейзажей, красот побережья и частично – жанровых сцен. Во время путешествий по Италии ему удалось запечатлеть большое количество музейных образцов искусства, выставленных в разных городах. И даже уникальные экспонаты из Ватикана тоже попали на пленку.Как активный общественный деятель Джорджио Зоммер периодически выполнял правительственные поручения по фотосопровождению важных встреч и визитов известных политических деятелей. Итальянский король Виктор Эммануил II пригласил его к себе на работу в качестве штатного фотографа. С другой стороны, в качестве художника он брался за заказы на создание иллюстраций для книг.
Свое творческое наследие для потомков Джорджио Зоммер сохранил не только в виде разрозненных снимков, но и в специально оформленных фотоальбомах и на рекламных открытках. Печать, продажа и отправка работ — все эти этапы целиком лежали на самом авторе снимков. Неутомимый и талантливый фотограф находил время для повседневной работы и успевал развивать новые навыки и пробовать непривычные ему жанры. Известно, что он занимался документальными съемками извержения вулкана Везувия.
Признание заслуг и награды
Тесная работа с итальянскими и швейцарскими представителями власти принесла свои плоды не только в виде исторически важных снимков, но и в форме различных наград. Сотрудничество с действующим правительством Италии принесло ему золотую медаль, вручение которой произвел король Виктор Эммануил II.
Вторая награда ознаменовала собой участие в Дублинской выставке «International Exhibition of Arts and Manufactures». За представленные на ней десять фотографий Зоммер получил золотую медаль самого Карла Вюртембергского.
Список наград на этом не заканчивается. Позже проходила «Универсальная выставка» в столице Франции, в которой Джорджио участвовал и был удостоен бронзовой медали. Спустя почти двадцать лет он был награжден премией за репродукцию бронзы античного времени (выставка в Нюрнберге).