Не многим фотографам удается похвастаться таким количеством снимков и рекламных кампаний, взорвавших мнение общественности, как Терри Ричардсону (Terry Richardson). Фотограф ‒ признанный «анфан террибль», не стесняющий себя ни правилами, ни приличиями в мировой фэшн-индустрии и клипмейкерстве. Не существует фотографов, чьи работы в жанре фэшн были бы столь же наполнены жаждой жизни, драйвом, ощущением остроты момента и столь же безудержным весельем.
Терри Ричардсону свойственны провокации на грани фола, его работы на грани с фетишизмом и даже порнографией. Обращение к самым неоднозначным темам ‒ это именно тот стиль, которого придерживается автор, и который сделал его знаменитым на весь мир.
Terry Richardson собственной персоной
Нашумевшее видео Майли Сайрус Wrecking Ball, в котором еще недавно скромная исполнительница роли Ханны Монтаны обнаженной раскачивается на огромном стенобитном ядре; рекламные промокампании для ароматов Tom Ford
Terry Richardson для кампании Tom Ford
и Gucci, полные эстетики, которую СМИ назвали «гламурным порно»; стильная и сдержанная фотосессия Барака Обамы в 2007 году ‒ для Терри Ричардсона нет никаких запретов, с ним сотрудничают все крупнейшие издания и знаменитости первой величины. Этот фотограф ‒ живое доказательство того, что талант побеждает скандальность, а красоту можно увидеть и в совсем неподходящих для глянца объектах.
Terry Richardson для кампании Gucci
Несмотря на то, что Ричардсон совсем не стар (он родился 14 августа 1965 года), он уже успел сделать очень много. В его багаже более 10 альбомов, книги, видеоклипы для Бейонсе и Леди Гаги, с которой он, кстати, поддерживает дружеские отношения и даже стал членом ее креативной команды Haus of Gaga. Также Терри приятельствует с музыкантом и актером Джаредом Лето, снимался в клипах его рок-группы 30 Seconds to Mars.
Он делал календарь Pirelli (за 2010 год) ‒ один из самых известных альбомов, работа для которого считается признанием профессионализма и принадлежности к высшему эшелону фотографов.
Pirelli 2010 by Terry Richardson
Среди его достижений ‒ получение Серебряного Каннского Льва за серию снимков Diesel Global Warming Ready Print, в которой фотограф издевательски обыгрывает наступление глобального потепления, снимая гламурных моделей и шикарные яхты на фоне затопленных Парижа, Венеции и других мировых столиц. Смелость и драйв, которыми обладает этот фотограф, могут сделать честь любому панк-рокеру.
Терри Ричардсон проект Diesel Global Warming Ready Print
Терри Ричардсон проект Diesel Global Warming Ready Print
Терри Ричардсон проект Diesel Global Warming Ready Print
Терри Ричардсон проект Diesel Global Warming Ready Print
Терри Ричардсон проект Diesel Global Warming Ready Print
Краткая биография
Детство Терри Ричардсона нельзя назвать ни рядовым, ни особенно счастливым, но в нем всегда было творчество. Сын известного фотографа Боба Ричардсона и клубной танцовщицы Энни Кеслер родился в Нью-Йорке и с детства вращался в самых рок-н-ролльных кругах. Отец Терри расстался с его матерью из-за измены с актрисой Анжеликой Хьюстон, а сама Энни много времени проводила в компании ключевых британских музыкантов конца 60-х: Джими Хендрикса, Кита Ричардса. Сын сопровождал ее, а в начале 70-х годов, когда она вторично вышла замуж, переехал вслед за матерью сначала в Лондон, а затем в Лос-Анджелес.
В детстве мальчика нельзя было назвать послушным ‒ он дрался, сбегал из школы, играл на бас-гитаре в панк-группе и даже попал к психотерапевту.
Начало фотокарьеры Терри Ричардсона пришлось на первую половину 80-х прошлого столетия, когда мать познакомила его с фотографом Тони Кентом, и тот взял его к себе в помощники. Именно тогда зародился фирменный стиль Ричардсона ‒ «уличный», нарочито небрежный и сырой, автобиографичный.
Джонни Депп by Terry Richardson
Фотограф стремился показать реальную жизнь со всеми ее сторонами, даже самыми неприличными. Может, поэтому сотрудничать с ним так любят рок-музыканты и прочие знаменитые бунтари ‒ от Джонни Деппа и Эми Уайнхаус до Карла Лагерфельда и Марка Джейкобса (которого он, кстати, запечатлел абсолютно голым с сумкой Louis Vuitton).
Марк Джейкобс by Terry Richardson
Несмотря на то, что Ричардсон на целых семь лет бросил фотографировать, не выдержав критики отца, он смог вернуться в профессию и уже в 1992 году сделал первую крупную самостоятельную съемку для журнала Vibe, а в конце 1994 года стал центром скандала, связанного с фотосессией для коллекции Katharine Hamnett.
Даже самую модную публику, уже привыкшую к царившему повсеместно стилю гранж, шокировала откровенная демонстрация нижнего белья (а, вообще-то, практически его отсутствия) под ультракороткими юбками моделей. С тех пор скандал, разврат, шок и провокация стали печатью на имени Терри Ричардсон и его творческим кредо.
Достижения и слава
На волне успеха, пусть и приправленного общественным осуждением, Ричардсон вернулся в Лондон и стал снимать для самых известных журналов ‒ от неформального и авангардного iD, поддерживающего молодые таланты, до титанов гламура: Vogue, Harpers Bazaar. За ним закрепилась репутация человека, который не боится ничего: он снял модель Джози Маран в той самой рекламе Sisley 2001. На губы девушки из вымени настоящей коровы, стоящей рядом, брызгало молоко, создавая совершенно определенные ассоциации ‒ и многим не понравилось то, что Терри так откровенно взывает к первичным инстинктам.
Terry Richardson в проекте Sisley 2001
В его суперскандальном альбоме Terryworld были размещены фотографии представителей ЛГБТ-сообщества, порнозвезд, супермоделей и откровенно неприличных сцен. Сам он не отставал от моделей, с удовольствием позируя обнаженным ‒ так сказать, возглавляя весь тот фриковатый и развратно-экстравагантный цирк, который сам же и создавал.
Terry Richardson проект Terryworld 18+. Смотреть фото 1
Terry Richardson проект Terryworld 18+. Смотреть фото 2
Следующий взрыв общественного негодования настиг фотографа после съемок обнаженной натуры для маскулинного парфюма Tom Ford и модели Анны Селезневой рядом с восковыми копиями Майкла Джексона и Энни Лейбовиц в Музее Тюссо.
В это же время, с начала и до середины 2000-х, фотограф участвовал в огромном количестве рекламных кампаний для самых известных домов моды: Versace, Dolce&Gabbana, Chanel, Yves Saint Laurent и так далее.
Вообще «нулевые годы» с их безудержным стремлением к откровенному, не знающему границ гламуру и демонстрации «роскоши упадка» были для Терри Ричардсона определяющими и очень ему подходили. Фотограф не признает рамок, старается взять от жизни все «здесь и сейчас» и не признает над собой никаких авторитетов.
Параллельно с глянцевой фотографией Терри стал снимать видеоклипы для поп-звезд. Его работа для Леди Гаги (клип Do What U Want) была результатом долгих и теплых взаимоотношений с этим не менее значимым провокатором современной культуры. В 2011 году они выпустили совместный альбом фотографий ‒ на протяжении почти года Ричардсон снимал певицу во время концертов, в клубах и отелях, в домашней обстановке и за кулисами. Результатом стали совершенно нефильтрованные кадры, которые откровенно рассказывают о жизни звезды.
В качестве клипмейкера Терри работал и с Рианной, Бейонсе, Young Love, снял тот самый, набравший более 800 миллионов просмотров на YuoTube, клип Майли Сайрус... и он не собирается останавливаться.
Терри Ричардсон ‒ вызывающий и завораживающий
Параллельно со славой к Ричардсону пришли скандалы. Несколько моделей обвиняли его в сексуальных домогательствах, тогда как сам фотограф утверждает, что все, что происходит в его студии ‒ не более, чем творческий процесс. Очень многие, в том числе и известные персоны (например, художница Ри Расмуссен) выступали против фотографа, но гораздо больше людей встали на его защиту, полагая, что искусство может принимать нетривиальные формы, а модели всегда могут отказываться от съемок, если идеи противоречат их жизненным ценностям и принципам.
К слову сказать, на популярности фотографа все это не сказалось, скорее, наоборот: сейчас он работает с Жизель Бюндхен, Карлой Бруни, Карой Дельвинь и множеством других знаменитостей.
«Волшебство», которое зритель может увидеть на снимках фотографа ‒ это не только голый (в прямом смысле) эпатаж. Терри Ричардсон, как никто другой, умеет видеть скрытый подтекст в самых благонравных, ханжеских и пуританских вещах. Жизнь, которая разворачивается на его снимках, ‒ это неприкрашенная действительность, снятая в реалистичном, документальном стиле. Создается впечатление, что Терри просто ждет с камерой в руках и все, что попадает в кадр ‒ случайные и не постановочные вещи, натуралистичны, как и сама действительность.
Видение мира, балансирующего на грани бесстыдного фетишизма и утонченной красоты позволило фотографу по праву занять место в числе самых знаменитых глянцевых мастеров современности.