Пробовали ли вы когда-нибудь воспользоваться экстремальными погодными условиями для фотосъемки пейзажа? Фотограф-профессионал Никко Валензуэла (Nicco Valenzuela) делится своим опытом съемки гроз и молний.
Можно с уверенностью сказать, что почти любая фотография пейзажа с молнией всегда привлекает внимание зрителя. Однако сделать такие изображения сложнее, чем кажется. Можно попасть в ситуацию, когда вы застанете грозу и будете фотографировать экстремальные молнии и при этом не сумеете правильно выполнить эту фотосъемку из-за множества факторов, которые будут помехой.
Проблемы фотографирования молний
Много факторов могут помешать фотографировать грозу. Точно так же, как плотная облачность может помешать сделать фотографию красивого заката или ночного неба, облака являются наиболее частыми препятствиями для съемки молний. Молния возникает из-за дисбаланса электрических зарядов между грозовым облаком и землей или с другими облаками. Учитывая, что эти впечатляющие природные явления происходят из-за облаков, другие облака слишком часто могут находиться поблизости от молний и заслонять их в кадре, смягчать или полностью закрывать разряды.
Еще одна очевидная проблема для фотографа - ливень, который часто сопровождает грозу. Вокруг места, где происходят удары молнии, может лить сильный дождь, поэтому в кадре может возникать дымка от капель, если фотографировать на расстоянии. С другой стороны, если вы снимаете с выгодной позиции, относительно близкой к шторму, то существует большая вероятность, что дождь помешает снимать, либо из-за оптического эффекта, который он производит, либо из-за того, что ваша камера, и вы сами рискуете сильно промокнуть или попасть под удар молнии.
Технические особенности фотографирования молний
- Камера
Любая камера с функциями ручного управления может быть использована для фотосъемок молний. Однако есть определенные функции, которые могут значительно упростить рабочий процесс. Например, полезно, если в камере есть встроенный режим интервальной съемки. Если нет, то может быть достаточно внешнего пульта дистанционного управления интервалом. Камеры с более высоким разрешением более удобны для получения изменяющихся объектов. Также будут полезны камеры с более быстрой и точной фокусировкой при слабом освещении в случае, если вы собираетесь снимать с фокусировкой и учитывая, что процесс будет включать в себя захват сотен изображений за несколько минут.
Процесс съемки молнии во многом похож на рыбалку с помощью сети с большими ячейками. Наиболее важной настройкой камеры является выдержка. Обычно подходят выдержки от 4 до 8 секунд. Чем меньше время выдержки, тем больше снимков (при интервальной съемке) и, как правило, больше бракованных кадров. Слишком длинное время экспозиции, скорее всего, перезапишет удар молнии, особенно если он ударил в более ранний момент экспозиции. Настройка диафрагмы же является гибкой при том условии, что фокусировка точна и ваш передний план (если таковой имеется) находится в пределах полученной глубины, а ISO можно поддерживать на минимальном уровне (100-400), поскольку выдержки длительные, а удары молнии увеличивают общую яркость изображения в кадре.
- Объектив
Любой объектив можно использовать для фотографирования молнии. Однако если есть возможность выбора, ваше расстояние до места грозы и общий разброс ударов молнии будут определять, какой может понадобиться зум. Часто бывает достаточно стандартного зума, чтобы запечатлеть грозы, которые относительно близко разбросаны на расстоянии, в то время как телеобъектив может помочь получить более детальные снимки отдаленных ударов молнии. Во время грозы обычно бывают места, в которые большинство ударов молнии повторяются многократно, и они меняются вместе с ветром. Наблюдайте за этим при компоновке кадров.
- Штатив
Очевидно, что при съемках гроз необходим прочный штатив, ведь процесс фотографирования включает в себя длинные выдержки и сотни последовательных изображений. Штатив должен надежно удерживать камеру и выдерживать хотя бы небольшой ветер, который может возникнуть во время шторма.
- Дистанционный интервалометр или световая ловушка
Интервалометр может потребоваться, если ваша камера не имеет встроенного режима интервальной съемки. Поскольку удары молнии непредсказуемы, цель состоит в том, чтобы обеспечить правильную экспозицию камеры при ударе молнии. Вот почему настройки интервальной съемки должны быть установлены на самый короткий интервал и максимальное количество последовательных экспозиций. Почти наверняка шторм закончится до того, как иссякнет максимальное количество, поскольку большинство интервалометров может сделать не менее 999 снимков без необходимости его перезагружать.
Светосинхронизатор может повысить точность съемки. В таких световых триггерах используется датчик освещенности. Примером такого триггера может быть MIOPS Smart +, но у большинства брендов есть датчики, которые обнаруживают резкие изменения в условиях освещения. Вспышка света от молнии через ловушку света откроет затвор и заставит камеру начать экспозицию. Другие источники света, такие как яркий город, в том же направлении, которые делают небо относительно ярким, могут сбить с толку датчик, ведь будет уменьшено общее изменение яркости, и в такой ситуации может быть выгодным снимать в режиме таймлапса.
Три подхода к получению изображений молнии
Казалось бы, самый простой способ - сделать снимок с одной экспозицией. Это можно сделать, если есть значительный элемент переднего плана, который может дать контекст изображения. Учитывая вышеупомянутые проблемы, может быть сложно снимать с выгодной точки с хорошим передним планом из-за всех действующих факторов окружающей среды. Но будет довольно просто сфотографировать только молнии или освещенные облака. Постобработка кадров будет заключаться в том, чтобы просто выполнить отсечение бликов и восстановить детали переднего плана, если таковые имеются.
Композитные двойные изображения состоят из снимка переднего плана, который может быть или не быть из того же места, и собственно самого изображения удара молнии. Этот процесс может быть выполнен с очень небольшим опытом постобработки, поскольку большая часть программного обеспечения для редактирования теперь позволяет вам выполнять замену неба за несколько несложных шагов. Adobe Photoshop или Skylum Luminar могут автоматизировать этот процесс, особенно, если изображение переднего плана имеет относительно чистый или простой горизонт. Конечно, зная, как это сделать вручную, вы можете выполнить это более точно.
Покадровые композитные фото требуют значительного опыта постобработки, четкого художественного замысла и, прямо говоря, неконсервативного подхода. Цель этого процесса - собрать множество фрагментов разных изображений для создания драматической сцены. Это можно сделать с изображением переднего плана из того же места или с совершенно другого снимка. Процесс съемки грозы часто дает несколько различающихся по виду ударов молний и заряженных облаков. Объединяя их в Photoshop с помощью различных методов, можно получить впечатляющий и динамичный результат.
Заключение
Процесс фотографирования молнии для всех трех методов довольно похож. От фотографа полностью зависит, хочет ли он создать реалистичный документально точный снимок бури или составить вымышленную, но яркую интерпретацию сцены грозы.