В отличие от художников, большинство фотографов не имеют какой-либо подготовки по теории цвета. Жаль, потому что, если вы не понимаете физиологическую, а также психологическую основу формальной теории цвета, то трудно понять, почему некоторые фотографии вызывают неподдельный интерес у зрителя, а другие нет. Не всегда "внутреннее чутье" дает отличные результаты.
Поскольку большинство пейзажных фотографов и фотографов дикой природы работают в цвете, важно понимать важность цвета в этом жанре фотографии. Это не простая тема. В ней переплетаются физика света, физиология зрения и наше психологическое восприятие. Эта статья может помочь вам в понимании того, почему мы видим цвет так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы улучшить фотографии, используя определенные знания.
Цветовой спектр
Дискуссии о цвете всегда начинаются с цветового круга и обсуждения основных (первичных) цветов. В зависимости от применения к окружающей среде первичные цвета делятся на три семейства.
- RGB используется большинством электронных и технологий, пропускающих свет, таких как телевидение или пленка.
- CMY (на самом деле CMYK, включая черный, Black) используется с технологиями отраженного света, например, с печатными красками.
- Основные цвета традиционно изучаются в художественных школах, и поэтому в этой статье будет описываться YRB (желтый/красный/синий).
Нет смысла спорить о том, какая первичная система лучше - каждая из них имеет свое место в определенной сфере.
Цвета первого и второго порядка
Любой цвет спектра может быть получен путем смешивания основных цветов: желтого, красного и синего. Именно поэтому они называются цветами первого порядка. Это чистые цвета, они не созданы путем смешивания любых других цветов. Если вы посмотрите на цветовой спектр в начале статьи, вы заметите, что, несмотря на бесконечное количество дополнительных цветов, на самом деле есть 9 дополнительных цветов второго порядка, в общей сложности 12 скомбинированных из двух групп. Все остальные цвета считаются цветами третьего порядка и в данной статье обсуждаться не будут.
У нас есть 12 цветов. Начинаем рассматривать от верхней части цветового круга с синего и движемся по часовой стрелке: сине-фиолетовый, фиолетовый, красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый и чине-зеленый.
Пройдясь по цветовому спектру по часовой стрелке (начиная с синего) и сравнивая цвета в списке выше с их позициями, можно увидеть, как цвета второго порядка, расположенные между цветами первого порядка (фиолетовый, оранжевый и зеленый) состоят из 50% каждого основного цвета первого порядка по обе стороны. При этом остальные цвета составляют 25%/75% или 75%/25% от их смеси.
"Очень интересно", вероятно, скажете вы, но как это связано с созданием лучших фотографий? Давайте рассмотрим как каждый из цветов первого порядка дополняется основным цветом второго порядка в той же пейзажной фотографии.
Цвета первого порядка
Желтый - цвет первого порядка
Так как желтый цвет деревьев на этой фотографии близок к ярко-оранжевой части цветового спектра, он будет иллюстрировать основной цвет.
Желтый - самый яркий цвет. Он привлекает внимание, и именно поэтому предупреждающие знаки часто окрашивают в этот цвет. Желтый и желто-оранжевый также являются доминирующими цветами осени и имеют сильное влияние на наши эмоции. Психологически желтый, как известно, - это цвет, обозначающий счастье.
Красный - цвет первого порядка
Красный - интенсивный. Это особенно важно при размещении объектов в кадре на темном фоне. Красный цвет является универсальным предупреждающим цветом. Зрителю его трудно игнорировать.
Синий - цвет первого порядка
Небо голубое, как и вода. Как правило, вода черпает свой цвет, отражая небо. Синий цвет определяет нашу планету. Фактически Земля из космоса выглядит именно как голубая планета.
Синий цвет передает ощущение покоя и пассивности.
Цвета второго порядка
Оранжевый - цвет второго порядка
Оранжевый цвет второго порядка образуется при смешивании красного и желтого цвета первого порядка. В то время как цвета первого порядка имеют ограниченный диапазон, вторичный (в данном случае оранжевый) имеет более широкий диапазон возможных тонов.
На этой фотографии, сделанной в парке Blue Ridge незадолго до захода солнца в один из дней поздней осени, вы можете четко видеть оранжевые оттенки, которые добавляют тепла всему изображению: от темно-красного дерева на переднем плане до желтого в центре справа.
Голые деревья, разбросанные по всему кадру, по существу имеют средний серый оттенок. Серый является самым нейтральным из всех цветов и благодаря эффекту одновременного контраста (см. ниже) будет дополнять любой другой цвет в кадре. В этом случае он имеет тенденцию подавлять оранжевые оттенки. Тем не менее, цвета здесь - точное изображение позднего дневного света, освещающего осеннюю листву в пейзаже.
Зеленый - цвет второго порядка
Зеленый - цвет второго порядка, образованный при смешивании желтого и синего. Как и в случае с оранжевым, он имеет широкий диапазон тонов или оттенков. Конечно, зеленый цвет является преобладающим цветом растительности и доминирует во многих пейзажных фотографиях.
Фиолетовый - цвет второго порядка
Фиолетовый - цвет второго порядка, образованный смешением синего и красного. Это не тот цвет, который широко встречается в природе, хотя, конечно, фиолетовые цветы являются исключением. Это цвет, традиционно связанный с благородством, он передает ощущение элегантности и тепла.
Работа с цветом
Теперь рассмотрим человеческое восприятие связей между различными цветами.
Дополнительные цвета и одновременный контраст
Дополнительные цвета - это любые два цвета, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге. Два таких противоположных цвета можно характеризовать как находящиеся в равновесии, когда они появляются вместе в кадре. На снимке выше оранжевый карп обеспечивает приятное дополнение, необходимое для голубой воды. Фактически, когда дополнительные цвета появляются вместе, они увеличивают свою интенсивность, а сам этот эффект называется одновременным контрастом.
Красный/зеленый - один из самых распространенных цветовых контрастов. На этой фотографии, сделанной в тихоокеанских низинах Коста-Рики, бледный розоватый/красный цвет куста, который находится даже не в фокусе, выглядят более интенсивным, благодаря своему присутствию в центре кадра, как и различные оттенки зеленого вокруг него. Если прикрыть его большим пальцем, можно сразу же заметить, как уменьшится интенсивность зелени на фото.
Обратите также внимание на то, что для улучшения восприятия требуется небольшое количество дополнительного цвета в кадре (в данном случае красного).
Дополнительные коэффициенты
Есть тест, который вы можете провести в Photoshop или почти любом другом графическом редакторе. Создайте квадраты дополнительных цветов и сравните их относительную интенсивность. В то время как красный и зеленый примерно равны в их влиянии друг на друга, оранжевый и синий нуждаются в соотношении 3:1 для одного и того же баланса. С желтым и фиолетовым эти пропорции равны приблизительно 5:1.
Гармонизирующие цвета
Гармонизирующие цвета - те цвета, которые можно найти в цветовом круге, когда смотришь на равнобедренные треугольники посередине круга. Два из трех треугольников, которые находятся рядом, входят в одну цветовую зону, в то время, как третий (с другого края) является противоположным цветом.
Люди с хорошим ощущением цвета при оформлении своего дома, например, инстинктивно выбирают гармоничные цвета. Фотографы, если они не работают в студии, редко имеют возможность подбирать собственную палитру. Но полезно понимать, когда вы сталкиваетесь с гармоничной комбинацией цветов, почему именно эти цвета считаются гармоничными.
На фотографии выше ключевым цветом является сине-зеленый цвет оливковых листьев. Гармонирующие цвета к нему - оранжевые и красные цвета скалы. Суть гармонизирующих цветов заключается в том, что при смешивании они превратятся в серый.
Интенсивность
Интенсивность источника света также влияет на наше восприятие цвета. При низких уровнях освещенности синие и зеленые объекты выглядят ярче, чем красные, по сравнению с их относительной яркостью при более сильном освещении. Этот эффект известен как сдвиг Пуркине. Когда свет становится ярче, появляется еще один оттенок, это называется эффектом Безольд-Брук, и приводит к тому, что большинство цветов становятся менее красными или зелеными и более синими или желтыми по мере увеличения интенсивности источника света.
Вывод
Теория цвета - сложная тема. Она содержит объективные законы психооптики, а также субъективные оценочные суждения. Эта статья представляет из себя просто краткий обзор. Каждый из этих небольших подпунктов является, по крайней мере, главой в учебниках по этому предмету.
В настоящее время в печати трудно найти книгу с подробным описанием теории цвета, специально предназначенную для фотографов. Стоит отметить цветовой дизайн Харальда Манте в фотографии, опубликованный Focal Press в США в 1970 году; первоначально опубликованной на немецком языке как Farb-Design. Он давно вышел из печати, но его стоит поискать.
Другая книга, заслуживающая особого упоминания, - "Теория цветов" Гете, опубликованная в 1810 году. Да, это тот самый Гете, написавший "Фауста". Помимо того, что он был автором и театральной фигурой, Гете был ученым-любителем и был увлечен теорией цвета. Его книга по-прежнему печатается, почти 200 лет спустя, из-за своей красоты и философской мысли.
Теорию цвета обычно преподают студентам-художникам в первый год обучения в художественной школе. Для них имеет смысл изучить ее досконально, потому что художники создают свою цветовую среду, в то время как фотографы в большинстве своем ее только находят. Тем не менее, фотографы должны четко знать, почему некоторые цветные изображения "работают" на идею и зрителя, а другие нет.
Художники и дизайнеры изучают эффекты цветов на протяжении веков и разработали множество теорий по использованию цвета. Число и разнообразие этих теорий показывает, что нет универсальных правил для применения на практике. Восприятие цвета зависит от индивидуального опыта.