Портретная съемка ‒ жанр многообразный из-за того, что на него влияют стили фотографов, различные направления в искусстве, индивидуальные подходы, что все вместе и позволяет получать фотографии, которые сильно отличаются друг от друга. Авторы-портретисты используют множество специфических инструментов, которые помогают получать оригинальные результаты с наименьшими «трудозатратами».
К числу широко используемых приспособлений, которые могут разнообразить, а главное – сделать уникальным фон, относятся фотогели. Это поликарбонатные/полиэстеровые тонкие пластины разной цветовой плотности. На первый взгляд, использовать их совсем нетяжело и, к тому же, они недороги (особенно по сравнению с полноформатными бумажными студийными фонами). Но, чтобы задний план на фотографии не стал плоским или окрашенным вопреки задумки автор, нужно знать, что в применении гелей есть несколько ключевых моментов.
Если необходимо получить насыщенный, сочный, эффектно виньетированный фон, стоит прислушаться к советам английского фэшн-фотографа Джейка Хикса (©Jake Hicks). Он живет в британском Рединге, специализируется на портретных съемках и постоянно совершенствует профессиональный инструментарий.
Джейк делится наработками и демонстрирует результаты на страницах социальных сетей, а также публикует статьи на своем сайте. Фотограф полагает, что при помощи гелей простой белой стены и нескольких цветных гелей можно добиться прекрасных снимков, разнообразных и нескучных. Все, что нужно ‒ грамотно использовать возможности камеры и учитывать важные факторы, тогда можно быстро, легко (и недорого) изменить внешний вид фото буквально в считанные секунды.
Гели помогают осветить снимаемую сцену так, чтобы добиться нужных точек максимальной концентрации яркости и качественного виньетирования. В отличие от обычного студийного фона, где цвет равномерен по всему полотну, при помощи цветного фильтра можно сделать изображение глубоким и объемным. Цветные фоны, вдобавок, еще и достаточно затратная статья расходов. Чтобы работать с множеством оттенков, придется изрядно потратиться.
Гелевые пластины позволяют иметь в своем арсенале гораздо большее количество оттенков, не истратив абсолютно все денежные средства, отложенные на оснащение фотостудии. Существенным ограничением гелей считают сложность освещения модели, которая находится в непосредственной близости к фону. Изменить цвет фона, если рядом модель и не осветить саму модель, задача либо очень сложная, либо невозможная, так же это касается и съемки в полный рост, когда модель стоит ногами на фоне.
Если необходимо сделать полноростовой портрет, захватить стопы модели без потери в насыщенности оттенка, нужно использовать классические фоны. Но если же фотограф сосредоточен на более крупных планах, то, научившись работать и с гелями, он получит изящный инструмент.
Итак, вот что предлагает Хикс тем, кто хочет получить идеальный фон с насыщенным цветом. У фотографа есть несколько вариантов: отталкиваться от равномерно окрашенного, более плоского фона или работать с термоградуировкой ‒ т.н. горячей точкой света с переходом цвета к тени по краям и углам кадра. Методы довольно сильно отличаются ‒ выбор зависит от личных предпочтений и целей. В любом случае, при работе необходимо учитывать три важнейших фактора, контролируя которые можно добиться нужного эффекта.
На что обращать внимание
- экспозиция ‒ точно знать количество света, который проходит через гель (на сайте магазина Фотогора этот параметр указан, как «пропускная способность» и измеряется в процентах)
- тип источника ‒ что именно используется в качестве источника света, который «работает в паре» с гелевым фильтром и в первую очередь его цветовая температура
- расстояние от гелевой пластины (и камеры) до самого фона
Идеи и результаты, приведенные в статье, основаны на применении глянцевых гелей и белой стены или задника в качестве фона. Можно освещать и цветные поверхности, но эта тема обширна и заслуживает отдельного разговора.
Экспозиция
Простейший в использовании, но больше всего остального влияет на конечный результат. Невозможно подобрать степень интенсивности окрашенности самого геля, поскольку он меняет тон и насыщенность при изменении экспозиции. Некоторые гели (концентрированного красного или синего оттенков, например) выглядят лучше при небольшом уровне мощности, а легкие ‒ в частности, желтые цвета – без достаточного количества света кажутся мутными и непривлекательными. Чтобы верно определить степень насыщенности гелевого фона, нужно сделать несколько тестов при различной экспозиции. Так станет ясно, что она существенно меняется одновременно с варьированием экспозиции.
Просто изменяя количество света, который проходит сквозь фильтр, можно убедиться, насколько разнообразными могут быть оттенки фона. Джейк Хикс делал тесты, работая с диафрагмой камеры, и сравнивал результаты, полученные при каждом приращении. То же можно делать на фиксированном значении диафрагмы, изменяя уровень мощности вспышки. Очевидно, что не существует единственно «правильного» значения для нее или экспозиции ‒ все зависит от ожидаемого результата. Экспериментируя с гелями, можно выяснить и запомнить цвета, которые будут получаться при разных значениях диафрагмы.
Источники света
От типа источника зависит, как гели повлияют на изменение фона. Например, использование софтбоксов даст больший разбег по оттенкам на одном снимке, но вряд ли получится получить глубокий, насыщенный цвет. Также с их помощью трудно добиться эффекта концентрации света в одной точке с переходом к теням по краям ‒ лучше использовать решетки или яркие точечные вспышки.
Изображения, полученные при помощи гелей разных источников, будут сильно отличаться ‒ например, ниже можно увидеть использование небольшого софтбокса с голубым гелем (снимок слева). Яркость не самая большая, насыщенность от края до края недостаточна, центральная световая точка выражена неявно, очень мягко. В отличие от софтбокса, тарелка с сотами дает резкий переход от центрального, интенсивного светового пятна к затемненным внешним углам (кадр справа). Если нужен плавный переход, софтрефлектор не подойдет, предпочтение стоит отдать софтбоксу.
Также можно продуктивно работать с жестким светом. Но нужно учитывать, что, например, работа с сотами считается более сложной. Ниже на фото видно, как изменение инструментов меняет и общий вид гелевого фона. Снимок слева сделан при помощи софтрефлектора с 60-градусными сотами, в середине ‒ «чистый» софтрефлектор (те же 60 градусов), он дает относительно контролируемое, но плотное виньетирование. Справа ‒ кадр, полученный при помощи 65-градусной портретной тарелки без сотовой решетки. Как истинный англичанин Джейк использует осветители английского бренда Bowens и рефлектор Maxilite относит к своим самым любимым приспособлениям.От каждого источника света, даже при неизменных прочих условиях, наглядно видны изменения вида фона. Сам Хикс предпочитает работать с жестким светом, который обеспечивает более насыщенные цвета и наилучший баланс интенсивности, а также более контролируемый в плане распространения.
Расстояние до фона
Технически дистанция от геля до задника отсчитывается непосредственно от источника света. Чем он ближе к фону, тем меньше, очерченней и плотнее будет виньетирование. Кроме этого, при неизменной экспозиции увеличивается яркость центральной световой точки. Это, в конечном итоге, тоже вопрос личных предпочтений ‒ насколько далеко фотограф следует находиться от модели зависит от ожидаемых результатов.
Например, на снимке ниже представлены два изображения, сделанные близко к фону на 200-миллиметровый (слева) и 50-миллиметровый (справа) объективы. Снимки существенно отличаются друг от друга. Однако, единственное, что изменяется, – это фокусное объектива. 200-миллиметровый вариант дает ровный тон, а 50-миллиметровый ‒ резкое, тяжелое виньетирование по краям кадра.
Получить нужный результат можно, изменяя дистанцию до заднего фона. Например, чтобы снимок выглядел похожим на сделанный с объектива 200 мм при использовании 50 мм, нужно переместить гелевую пластину на большее расстояние от фона, так цвет распространится шире. Расположение ближе к заднику даст более выраженное и насыщенное виньетирование, дальше ‒ плавное изменение тона от центра к краям. Если гель находится слишком близко к модели, в верхней части кадра можно вообще «потерять» цвет, а удаленное расположение позволяет создать ровный переход (сам Джейк предпочитает именно этот способ).
Резюме
Вышеперечисленные, достаточно несложные и действенные, инструменты позволяют работать с гелевым фильтром так, как нужно фотографу. Экспозиция, источники света и расстояние от геля до модели могут изменить насыщенность фона, скорректировать виньетирование и сделать оригинальный, эффектный и качественный снимок.
Всех, кого заинтересовала работа с гелевыми фильтрами, сможет подобрать для себя необходимые в магазине Фотогора. Цветные гелевые фильтры Chris James Lighting Filters в ассортименте от известного английского производителя служат не только для создания художественного эффекта, но и для выравнивания цветовой температуры от разных источников света. Незаменимый, по сути, аксессуар в любой уважающей себя фотостудии.