Статья-продолжение темы "Руководство для начинающих по съемке пожилых клиентов. Часть 1. Подготовка и общение". В ней вы узнаете о методах освещения и позирования для человека в возрасте
Освещение
Чаще всего пожилых фотографируют на территории, где человек живет. Это означает, что у вас не будет доступа к полному обустройству студии, и вам придется импровизировать, отталкиваясь от дислокации.
Вспышка или постоянный свет
В качестве искусственного источника света, помимо выносной накамерной вспышки, стоит рассмотреть также постоянный свет. Современные модели led-осветителей - портативные и мощные. Яркое постоянное освещение может быть более комфортным для пожилых клиентов, чем периодические яркие вспышки. Вы же не ставите своей целью огорчить человека, улыбку которого надеетесь увидеть.
Мягкий свет против жесткого
Цель съемки всегда определяет метод вашего освещения. Вряд ли ваш клиент хочет выглядеть на фотографиях старым и вялым. Ваша цель - создать лестное изображение, отдавая предпочтение мягкому рассеянному свету и используя свет от больших источников (например, вооружившись софтбоксом или зонтом). Чем больше источник, тем лучше - вам необходимо, чтобы свет обволакивал лицо.
Пока вы не получили желаемый внешний вид, контраст - ваш враг при съемке пожилых людей, поскольку он подчеркивает морщины и любые другие возрастные недостатки лица и кожи.
Настройки освещения
Мы рассмотрим две классические настройки освещения. Хоть есть множество вариантов портретного света, далеко не все будут подходить для съемки пожилых из-за морщин, проблем осанки и прочего.
Трехточечная схема освещения
Классическая трехточечная схема даст вам гибкость, позволяющую лепить лицо объекта в лестном освещении. В данном случае старайтесь, чтобы ключевой свет был лишь немного сильнее, чем заполняющий. Это уменьшает контраст и обеспечивает приятное освещение, обволакивающее лицо. Заполняющий свет - на этот раз ваш друг.
Несмотря на то, что вы будете использовать больше заполняющего света, чем обычно, по-прежнему важно знать об эффектах короткого и широкого освещения, поскольку старение не всегда соответствует форме лица. Можно использовать короткое освещение, чтобы сделать широкое лицо более стройным - обычно это более лестный вариант для людей в возрасте.
Широкое освещение может сделать худое лицо визуально шире, однако при этом оно сделает дополнительный акцент на морщинах.
Для клиентов старшего возраста лучше уменьшать яркость, так как тени будут подчеркивать морщины и дряблую кожу.
С более низким светом лицо смягчается, и вы можете заполнить глаза, которые с возрастом у людей чаще всего блекнут. Помните, что всегда можно поставить отражатель под подбородком объекта, чтобы убрать тени.
Затем вы получите последний снимок - теплый и привлекательный портрет.
Грейферное освещение
Грейферное освещение может прибавить снимку драматичности, но с большими источниками рассеянного света оно также может подойти для съемки людей в возрасте, все так же обеспечивая динамичный эффект.
На фото ниже - большой софтбокс под углом 45 градусов, выступающий в качестве ключевого источника, и зонтик, обеспечивающий заполняющий свет.
Неправильная настройка подсветки приведет к тому, что подсветка создаст страшный вид, который вряд ли понравится вашим моделям. Уменьшая яркость заполняющего света чуть больше, чем на половину экспозиции ключевого света, вы получаете более сбалансированный вид.
Классическая установка грейферного освещения заключается в расположении заполняющего света ниже, чем ключевого. В сочетании с хорошей позой эта световая установка может стать отличным вариантом для получения прямоугольного портрета пожилого человека. Получающийся снимок может передать интроспективное, но близкое чувство.
Особенности портретов людей в возрасте
Хотя пара базовых настроек освещения составляет 80% результата, есть еще несколько препятствий, о которых следует помнить, в противном случае вы можете случайно получить хаос на своей рабочей площадке.
- Очки и отражения
Очки - настоящее проклятие во время работы с пожилыми клиентами. В них то и дело отражаются источники света. Вам очень повезет, если будете иметь дело с бифокальными очками!
Вы всегда можете попросить объекта съемки снять очки. Однако при этом многие люди чувствуют, что они выглядят как-то неестественно без очков после того как носили их в течение многих лет.
- Три лучших варианта для компромисса в этом случае
Наклоните их вниз. Попросите объект съемки наклонить очки немного вниз. При этом можно также немного наклонить голову. Только не переусердствуйте (разве что вы хотите, чтобы человек выглядел на фото как Дед Мороз или библиотекарь).
Поднимите источники света - это уменьшает шанс появления отражений. Конечно, также приведет к большему количеству теней, но и может помочь сбалансировать изменения с отражателем.
Очки без линз - возможно, лучшее решение. Принесите их с собой на съемку - и больше никаких отражений. Совсем. Но есть и весомый недостаток - они могут не соответствовать стилю очков самого клиента...
- Проблема облысения
Лысина зачастую выполняет роль большой отражающей поверхности и создает горячую точку. Варианты решения проблемы:
- Опустите источники света - уменьшая высоту их расположения, вы уменьшаете отражения на голове. Конечно, если при этом клиент еще и носит очки, задача усложняется, нужен баланс.
- Избавьтесь от задней подсветки - в данном случае лучше найти альтернативные способы отделить объект от фона.
- Пудра - может неплохо помочь уменьшить блеск лысины. Если вы имеете дело с особенно гордым мужчиной, который отказывается использовать косметику, сделайте фотографию без пудры и просто продемонстрируйте ему снимок без ее использования - все решится само собой.
- Экспонирование волос
Возвращаясь к настройке трехточечного освещения, все сводится к задней подсветке. Как упомянуто выше, это своего рода враг лысины. Однако и с седыми волосами в этом случае возникают определенные сложности. Будьте особенно осторожны - не переэкспонируйте седые волосы, так как вы избавитесь от бликов намного легче, чем если бы волосы были окрашенными.
Позирование для клиентов в возрасте
Выстраивать позу для пожилых клиентов довольно сложно, потому что, как уже говорилось в первой части, люди в возрасте бывают разные. Если человеку около 65 лет, вероятно, со стандартными позами он отлично справится. Тем не менее, у значительно более старых клиентов могут быть проблемы с подвижностью и здоровьем в принципе, им может быть трудно долго стоять, примите это во внимание.
- Табуреты - для дураков
Предполагая, что вы работаете с клиентом старше 80 лет, лучше всего построить свой снимок так, чтобы человек находился в сидячем положении.
Пожилые клиенты нуждаются в опоре в виде стула, а с неустойчивой табуретки они могут попросту упасть. Имейте в виду, что съемка такого изображения, особенно с переднего ракурса, сделает клиента визуально меньше и может оказать нелестное влияние на то, как будут выглядеть его бедра.
Чтобы решить эту проблему, расположите позади клиента несколько подушек, чтобы улучшить осанку. Если человек довольно слабый, попросите это сделать члена семьи, чтобы вы случайно не причинили вреда. Если клиент сядет ближе, и вы сфокусируетесь на обрамлении головы и плеч, фото получится заметно более лестным.
- Безопасное оборудование
Большинство травм у пожилых возникает в результате падений. И довольно часто все в доме расположено строго определенным образом, к которому они привыкли. В таком случае перемещение мебели и задействование большого оборудования может создавать проблемы.
Во-первых, перемещайте мебель только с разрешения и, конечно же, возвращайте ее на место сразу же, как только сможете. Убедитесь, что вы оставили свободный путь к входной двери и уборной на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, закрепите свое снаряжение! По крайней мере, положите мешочки с песком на легкие стойки и штатив. Если вы используете что-либо, имеющее какие-то шнуры, приклейте их к полу студийным тейпом.
- Лестные позы
Отлично, вы все безопасно приготовили к съемке, теперь пришло время выстраивать позу вашего клиента. Опять же, если вы имеете дело с клиентом старше 75 лет, позирование - это всегда компромиссы.
Если ваш клиент действительно обеспокоен морщинами на шее, лучше всего снимать чуть выше клиента и попросить его наклонить подбородок вниз. Точно так же, если клиент мужского пола беспокоится насчет лысины, съемка с ракурса чуть ниже уровня глаз убирает фокус с головы.
Для клиентов, которые не могут легко двигать шеей или телом в силу возраста, фронтальный снимок может быть удачным, но вы также можете попытаться перенести вес вперед.
Поэкспериментируйте с размещением рук на коленях и бедрах, чтобы найти положение, обеспечивающее наиболее естественное положение плеч.
Заключение
Фотографирование клиентов в возрасте - отличный способ объединить все ваши основные принципы освещения и выстраивания позы с несколькими дополнительными задачами. Вам придется работать с физическими ограничениями в силу возраста модели и практическими ограничениями их дома, поэтому открывается интересное поле для экспериментов. Постарайтесь составить четкое представление об ожиданиях клиента. И помните, что иногда люди по-настоящему гордятся своими морщинами!