Роджер Дикинс (Roger Alexander Deakins) – популярный английский видеооператор, который прославился, благодаря своим оскароносным фильмам. Однако долгожданную награду он получил только к четырнадцатой номинации. Давайте разбираться, как сложилась жизнь одного из самых уважаемых голливудских операторов.
Роджер родился 24 мая 1949 года в Англии, в небольшом курортном городке Торки. Отец мальчика работал строителем, мама была актрисой. Роджер провел детство в гимназии для мальчиков, которая находилась недалеко от дома. В подростковом возрасте будущий видеооператор заинтересовался живописью настолько, что этот вид искусства стал его «любовью» на несколько лет.
Появляется интерес к фото- и видеосъемке
Любовь к живописи побудила Роджера поступить в Школу искусства и дизайна на специальность «Графический дизайн». Занимаясь разработкой проектов, Дикинс обнаружил в себе новую страсть – фотографию. У молодого человека неплохо получались фотоснимки, и преподаватели хвалили его. Немного позже Дикинс создал серию фотографий о своем родном городке Торки. Из Школы искусств Роджер перевелся в Национальную школу кино и телевидения, в которой проучился 3 года, и за это время снял 15 фильмов.
Первый опыт Роджера Дикинса
После окончания школы Роджер участвовал в британских документальных фильмах в качестве оператора. Первой работой стала картина «Вокруг света с Риджуэй». Для съемок оператору пришлось отправиться на яхте в кругосветное путешествие на 9 месяцев. Фильм повествует о жизни экипажа на крошечном судне, нарастающем напряжении между мужчинами и развитии их взаимоотношений. Роджеру необходимо было внимательно осуществлять съемку, вести расчеты — чтобы пленка не закончилась. Этот опыт был бесценен. Картина получила достойные отзывы критиков и зрителей. С тех пор Дикинс вынес для себя одно правило: всегда тщательно готовиться к съемке нового фильма, использовать одну камеру и заранее продумывать процесс.
Основные работы оператора
Далее начался период документальных фильмов в карьере видеооператора. Дикинс снимал фильм о геноциде в Зимбабве в результате гражданской войны, и он вызвал бурю положительных откликов. Участвовал в съемке «Эритрея – В тылу врага» о вооруженном конфликте у границ Судана, Джибути и Эфиопии. Помимо документалистики, Дикинс занимался съемкой музыкальных клипов. К 80-м годам он перешел на жанр художественного кино.
Роджер начал работать в США, познакомился с режиссерами братьями Коэн, с которыми снял 12 фильмов.
В чем особенность стиля Дикинса?
Сам оператор утверждает, что у него нет своего собственного стиля в работе. По его словам, он просто выполняет все задачи режиссера и создает визуальное решение, соответствующее его замыслам. Однако через все творчество Дикинса проходят некоторые схожие черты.
- Использование силуэтов, способных передать напряженную атмосферу, мистическую и загадочную.
- Съемка портретов крупным планом. По мнению Дикинса, человеческое лицо – самый сложный и интересный объект для кадра.
- Съемка общих планов с верхней точки. Роджер наполняет подобные кадры смыслом. Например, в «Побеге из Шоушенка» такая съемка показывает огромное пространство во время побега главного героя из тюрьмы. А в «Фарго» — замкнутость, ощущение западни.
- Палитра цветов. Оператор работает в цветовой палитре из натуральных или чуть приглушенных оттенков. Некоторые известные кадры Дикинса имеют перенасыщенные яркие цвета.
- Собственноручно созданное видеооборудование. Оператор сам изобретает некоторые приборы, например, кольцевую систему освещения или прибор с тремя окружностями, на каждой из которых по 35 ламп (использовался в «Бегущем по лезвию 2049»).
Признание Дикинса
Впервые Роджер был номинирован на «Оскар» в 1995 году за «Побег из Шоушенка». Однако заветную награду получил только в 2018-м за работу «Бегущий по лезвию 2049». За этот фильм Роджер удостоился премии BAFTA и многих других регалий.
Сегодня Дикинс входит в Британское и Американское общество кинооператоров.
Настоящее время
Оператор продолжает радовать своих зрителей достойными кинокартинами. Сейчас к выходу готовится фильм «Африка», а одна из последних картин «1917» принесла Дикинсу премию BAFTA.