Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Ритм в фотографии

24

Восприятие человеком плоского изображения — в том числе фотографии — подчиняется определённым законам. Это давно установленный факт, многократно подтверждённый и теоретическими исследованиями, и практическими наблюдениями. Эти закономерности были изучены ещё несколько веков назад и легли в основу классических правил композиции.

Самое интересное заключается в том, что полностью нарушить эти правила невозможно. Ведь для этого нужно было бы изменить само восприятие зрителя. Иными словами, если автор сознательно игнорирует одно из правил композиции, он тем самым неизбежно подчиняется другому, противоположному.
Например, если фотограф помещает движущийся объект точно в центр кадра, то тем самым он делает его статичным в восприятии зрителя. Кадр перестаёт восприниматься как динамичный — объект становится неподвижным или малоподвижным.

Если фотограф или художник хочет, чтобы зритель понял, что именно автор хотел выразить, он должен знать и уметь применять правила композиции. Без этого зритель будет задаваться неизменным вопросом: «А что имел в виду автор?». Освоение композиции требует времени и настойчивости, но сами эти правила представляют собой чрезвычайно интересную область для изучения.

Рассмотрим одно из них — ритм в композиции кадра.

Что такое ритм в фотографии

Ритм в изображении — это повторение сопоставимых по форме и размеру объектов более трёх раз. Это могут быть любые элементы: шпалы, столбы, люди, автомобили, голуби, ступеньки, вагоны, деревья и т.д.

Ритм может изменяться: учащаться или, наоборот, растягиваться. Благодаря этому он способен усиливать ощущение движения и динамики в кадре.
Если объекты, формирующие ритм, постепенно сближаются по направлению движения взгляда зрителя, ритм ускоряется, а восприятие кадра становится более динамичным.
Если же объекты, наоборот, «отдаляются» друг от друга, ритм замедляется — динамика ослабевает.

Направление движения взгляда зрителя определяется другими правилами композиции: «золотым сечением», «правилом третей», линейной перспективой и направляющими линиями. Это естественно, ведь восприятие изображения — процесс целостный и неделимый. Всё, что автор помещает в кадр, будет замечено и интерпретировано зрителем.

Взаимодействие ритма и линейной перспективы

Интересно рассмотреть, как ритм взаимодействует с линейной перспективой.
Перспектива основана на закономерном уменьшении размеров однотипных объектов по мере их удаления. Таким образом, при определённом количестве повторяющихся элементов линейная перспектива сама по себе создаёт ритм, который будет ускоряться — ведь удалённые объекты кажутся всё меньше.

Однако направление диагоналей в кадре способно полностью изменить восприятие.
Если, например, железнодорожные рельсы начинаются в верхнем левом углу и уходят в нижний правый, большинство зрителей воспримут движение как «приближающееся» — ритм будет растягиваться, а динамика ослабевать.
Если же рельсы направлены снизу слева вверх вправо, зритель почувствует, что они уходят вдаль, — ритм учащается, и динамика усиливается.

В обоих случаях линейная перспектива создаёт ощущение объёма, но взаимодействие её с ритмом зависит от направления диагоналей. Сходящиеся линии усиливают ощущение глубины и трёхмерности, но при этом могут изменить характер ритма — от спокойного до напряжённого.

Эмоциональное воздействие ритма

Ритмические конструкции в изображении могут вызывать у зрителя самые разные чувства — от спокойствия до тревоги.
Если ритм ускоряется, возрастает эмоциональное напряжение, если замедляется — появляется ощущение покоя и устойчивости.

Нередко сам замысел фотографии строится вокруг ритма — особенно при съёмке архитектурных элементов. При этом стоит понимать, что кадр, изображающий только ритмическую структуру, редко несёт самостоятельный смысл. Зато такой снимок может служить вводным в серии: он создаёт настроение, задаёт эмоциональный тон для восприятия последующих работ.
Таким образом, ритм может быть инструментом подготовки зрителя к правильному прочтению замысла автора.

Нарушение ритма как выразительное средство

Ритм способен не только создавать движение, но и указывать на главный объект съёмки.
Любое внезапное нарушение ритма неизбежно привлекает внимание — взгляд зрителя задерживается на этом месте. Это как препятствие на ровной дороге.
Например, если все автомобили на парковке стоят передом к зрителю, а один повернут задом — внимание зрителя мгновенно сосредоточится именно на нём.

Такое «сбивание ритма» часто используется осознанно, чтобы выделить сюжетный центр композиции.

Итог

Ритм — один из самых мощных инструментов воздействия на внимание и эмоции зрителя.
Если объекты, создающие ритм, присутствуют в кадре не случайно, фотограф должен использовать их осмысленно, подчиняя воздействие ритма основной идее снимка. В противном случае этот выразительный приём может исказить задуманный смысл.

Не стоит забывать, что все правила композиции взаимосвязаны. Их взаимодействие не мешает, а, напротив, усиливает выразительность фотографии. Умелое сочетание ритма, перспективы и линий помогает автору управлять восприятием зрителя и превращать изображение в полноценное художественное высказывание.

Желаем удачных съёмок и гармоничных композиций. Участвуйте в фотоконкурсе "Ритм" на Foto.ru

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

24

Полезные статьи

Что такое обратное правило в фотографии?
Что такое обратное правило в фотографии?

В этой статье пойдет речь о наиболее распространенной причине дрожания камеры: выдержка ниже допустимой при ручном удерживании камеры. Фотограф Назим Мансуров (Nazim Mansurov) объясняет простыми словами эмпирическое обратное правило, которое может значительно увеличить шансы на получение четких фотографий, если у вас нет штатива под рукой

теорияISOспортивная фотография
625
Как использовать фотографию для обучения своих детей
Как использовать фотографию для обучения своих детей

В статье профессиональный портретный фотограф Карл Спринг (Carl Spring) рассказывает как, в сложное для людей время из-за изоляции, использовать фотографию для обучения ребенка, и что поможет привить вашим детям страсть к учебе

фотография для начинающихтеориякак фотографировать
98
Как научиться фотографировать в ручном режиме. Контроль экспозиции
Как научиться фотографировать в ручном режиме. Контроль экспозиции

 Все, что должен понимать фотограф, не относится к обязательным параметрам фотокамер, камера не может сделать правильный творческий выбор вместо вас. Как научиться снимать в ручном режиме, рассказано в материале

фотография для начинающихтеорияэкспозицияфотоуроки
1257
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера