В постановке студийного портретного освещения, применяя совершенно обычные предметы, можно добиваться необычных световых эффектов, получать оригинальную игру света и цвета. Хитрость заключается в использовании отражения и преломления лучей света в блестящих и полупрозрачных предметах, например, таких, как хрусталь или даже простой компакт-диск.
Обычно мы все стараемся избегать отражений на фотографиях. Но иногда они являются любопытным способом оживить ситуацию и могут использоваться для создания необычных эффектов. Расскажем в этой статье о некоторых таких эффектах и о том, как их получить.
Стеклянные и другие блестящие предметы
Для снимков, приведенных в этой статье фотограф использовал четыре блестящих объекта. Это обычные вещи, возможно, есть у вас дома или которые можно купить очень недорого.
Например, граненые стаканы и бутылки могут давать эффекты, подобные тем, которые показаны ниже, а также новогодние украшения, лампочки, зеркала, специальные хрустальные сферы и призмы, а также многое другое. Но способ использования этих вещей всегда один и тот же: объект преломляет или отражает свет каким-то интересным образом, добавляя эффекты фотографии.
Можно добиться желаемого двумя способами - вы можете поместить предмет перед объективом, создавая эффект отражения и преломления света из окружающей среды в объектив, или можно направить через него свет, а затем осветить сцену этим преломленным светом.
В этой статье рассмотрим оба метода. Помимо выбранных вами предметов, также понадобится фонарик, налобный фонарь или даже приложение "фонарик" на смартфоне.
Преломление и отражение от хрусталя и призмы
Один простой и эффективный способ использования хрустальной призмы - это разместить ее прямо перед объективом и поворачивать, пока в видоискателе не появится что-то интересное. Это может заставить лучи света от источников извне сцены отражаться в хрустале, а также раскладываться в спектр (как можно увидеть в левой части фото). Или лучи могли преломиться прямо в сцене, так получается цветной «призрачный» эффект (правая часть фото).
Лучше расположить кристалл ближе к краю изображения, чем к середине, чтобы не деформировать лицо модели. На фото эти эффекты (как слева, так и справа) получены не за один снимок, это невозможно с одним кристаллом. Была склеена панорама из двух фотографий, чтобы получилось изображение выше. Рабочий процесс использования панорамы в портретной съемке для этого довольно прост.
На следующем фото - отражение от призмы. Фотограф не отражал резкий свет прямо от источника света, а скорее отражал рассеянный свет немного в стороне от него, что дало мягкое отражение. Фотограф также использовал отражение, чтобы скрыть левую часть фотографии, которая хорошо вписывается в композицию, но не содержит ничего интересного.
Можно получить интересные эффекты и от других источников света. Например, на следующем фото показан один из способов использования рождественских гирлянд. С помощью призмы создается привлекательное отражение, которое заполнило нижнюю часть фотографии.
Очень мягкий эффект
На снимках далее фотограф пробовал снимать с одним источником света справа. На этот раз кристалл давал тусклое отражение, потому что вместо прямого света он отражал только мягкий отраженный свет.
В черно-белом цвете отражения тоже неплохо смотрятся.
Зеркальное отображение на компакт-диске
У компакт-дисков есть интересные блестящие поверхности, которые можно использовать с пользой. Размещение компакт-диска прямо перед объективом дает зеркальное отражение, что оживляет фотографии.
Аналогичным образом можно воспользоваться ручным зеркалом. Попробуйте провести свои собственные эксперименты с симметричными отражениями. Если вы хотите сделать полностью симметричное фото, но это не получается во время самого кадра, это исправимо. Есть простой способ добиться идеальной симметрии с помощью редактирования на ПК.
Если пустить поток света на компакт-диск, то можно получить красочные отражения.
Сияющий свет сквозь кристалл
Во второй части статьи рассмотрим немного другую технику - просвечивание точечного источника света через кристалл. На фото ниже вы видите какие получаются узоры от карманного фонарика, свет которого преломлялся с помощью хрустальной призмы. Фотограф установил фонарик на самый широкий световой пучок.
Вот как фотограф держал кристалл и фонарик. Да, не совсем удобно держать в одной руке кристалл и фонарик, а в другой - фотоаппарат.
Установка узкого светового пучка дала более резкий эффект, и свет разделился на четкие узоры.
Сияние сквозь большие цветные стеклянные объекты
И в качестве последнего рефрактора фотограф использовал пепельницу из толстого цветного стекла, через которую светил фонариком, постепенно поворачивая свет и наблюдая, как появится что-то интересное.
Эффекты будут лучше, если у фотографа будет помощник, который держит свет. Во-первых, тогда не нужно будет так сильно концентрироваться на освещении и перемещении света, а во-вторых, вы сможете осветить модель сбоку, а не со стороны камеры. Это почти всегда дает более интересные варианты освещения.
Боковой свет создает жесткие тени
Стеклянные предметы преломляют свет, но не смягчают его. Так что когда вы фотографируете у стены, вы получаете резкую, но довольно интересную тень.
Цветное стекло дает интересные световые эффекты под разными углами. Но тут будет немало лишних снимков на выброс, поскольку в данном случае нелестные пятна чаще будут попадать на лицо модели и так далее.
Ищите другие интересные предметы для создания световых эффектов в портрете и экспериментируйте!