Рассветы и закаты – это то, что снимают все люди. Пораженные величием природы в момент захода солнца мы стараемся побыстрее достать какую-угодно камеру и запечатлеть волшебство происходящего. Но сделать этот момент незабываемым не так-то просто, из-за того, что снимаемая сцена – достаточно контрастна, ведь в кадре есть солнце, а значит в любом случае будет большой перепад между яркими областями снимка и темными.
Чтобы оказавшись в ситуации, когда душа требует сделать снимок, не просто нажимать на кнопку и полагаться на волю случая, а получить приемлемый художественный результат, стоит ознакомиться с нашим материалом. Эта статья даст вам пару советов, на что следует обращать внимание в специфических вечерних условиях съемки и получить потрясающий закат с «эффектом присутствия» для зрителей.
![by David Charouz](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-David-Charouz.jpg)
by David Charouz
Результаты не будут плачевными, а изображения отправятся в альбом с лучшими кадрами, а не в корзину, если освоить несколько приемов. О них рассказывает профессиональный калифорнийский фотограф Дэн Эйтрейм (Dan Eitreim), который часто пишет для образовательных порталов.
Почему важна экспозиция
Экспозиция – базовая характеристика любого жанра в фотографии. Умение находить и использовать верное значение относят чуть ли не к основному навыку опытного фотографа. Если не научиться этому (не так сложно, как кажется), то придется всегда доверять автоматическим настройкам камеры. Это скучно и не дает никакого простора для творческого самовыражения.
На первых порах у новичка получаются фотографии, в которых солнце выходит неплохо, но остальная часть картинки получается практически черной. Как же сохранить багровые, оранжевые, пламенные (и все прочие) оттенки заката? Ведь без них работа совершенно теряет смысл.
![by Amalia Lampri](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-Amalia-Lampri.jpg)
by Amalia Lampri
За то, что получилось на фото (невнятную темную картину) отвечает экспонометр камеры. Это устройство (существуют встроенные или внешние его разновидности), которое инструментально измеряет экспозицию и определяет правильные параметры ‒ выдержку затвора и число диафрагмы. Оно же «отвечает» за уровень контрастности изображения. Яркость определяется с помощью объектива: на основании количества света, которое на него попадает, экспонометр выставляет разные значения для экспозиции. По умолчанию она установлена на среднем уровне и обеспечивает качественную съемку в не слишком ярких или темных условиях.
![by Basil G](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-Basil-G.jpg)
by Basil G
Экспонометр считывает количество света, которое улавливает камера и устанавливает экспозицию где-то посередине шкалы. Однако, на закате в кадр попадает одно яркое пятно ‒ солнце ‒ по сравнению с которым все остальные детали темны. Экспонометр «вымывает» их, и на фото детали смазываются, чернеют и становятся неразличимы, так как экспонометр учитывает только свет солнца, на базе которого и выставляется экспозиция, а все детали, кроме диска Солнца, чернеют.
![by Seiji Mamiya](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-Seiji-Mamiya.jpg)
by Seiji Mamiya
Средняя точка шкалы (так называемые 18 процентов серого) определяет «половину пути» от абсолютной темноты до полной засветки кадра. Есть множество научных эссе, которые расписывают и процесс, и эффект от него. В обратную сторону это, кстати, тоже работает: если устанавливать за «точку отсчета» яркость земли, неба и пейзажа, солнце будет блеклым и потеряет уникальность цветов.
Как все исправить
Основная проблема ‒ совместить темноту и свет, вернее, насыщенность и яркость солнца и «темность» окружающего ландшафта. Есть неплохой способ, позволяющий примирить несовпадающие параметры: выставлять экспозицию нужно на базе цвета и яркости неба. Причем, брать нужно несколько определенных точек: там, где солнце не попадает в кадр. Небо в таком случае будет иметь яркость, приближенную к усредненному (18 процентов серого) показателю, и экспозицию удастся установить максимально верно. При этом точка должна быть недалеко от диска. Еще раз соберем все вместе: берем за точку отсчета яркость неба так, чтобы солнце было за кадром, но на максимальном приближении к нему.
![by Mihai P](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-Mihai-P.jpg)
by Mihai P
С показателями, которые выставлены таким образом, можно снимать любой кадр, скомпонованный по желанию фотографа. Теперь и небо, и облака, и переходы цвета на них будут отражаться именно так, как хотелось бы. Можно пойти дальше: принять этот пейзаж за отправную точку и экспериментировать с настройками. Допустимо отталкиваться от освещенности земли, уровня насыщенности изображения с солнцем в кадре и вне его. Сравните результат: это хороший способ понять, как работает экспонометр.
![by Ryan Dyar](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-Ryan-Dyar.jpg)
by Ryan Dyar
С помощью экспериментов с настройками камеры можно добиваться пограничной освещенности, которая сделает снимок эффектным, необычным, раскроет пейзаж, даже самый привычный, с нетривиальной стороны. Нужно помнить, что во время съемки заката основная задача фотографа ‒ сохранить его специфику: контраст темноты и ярких, драматических цветов неба. Тогда фото будет впечатлять не только автора, но и восхищенных талантом фотографа зрителей.
![by Saravut Whanset](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2016/07/by-Saravut-Whanset.jpg)
by Saravut Whanset
Впрочем, у нас уже выходили материалы на данную тему. Например, со статье «Несколько приемов, которые помогут при съемке закатов» вы можете ознакомиться по ссылке.