Сложно найти более многогранного фотографа, чем Ли Миллер. Она за свою жизнь успела поработать модной моделью, сняться в кино, объехать половину мира и открыть собственную фотостудию. При этом Ли не стремилась быть знаменитостью. Она просто получала удовольствие от процесса съемки и раскрытия новых граней себя. Благодаря природному таланту Миллер легко делала снимки, наполненные живыми эмоциями.
Творческий путь Ли Миллер
Родилась Ли Миллер (Lee Miller) 23 апреля 1907 года в США. Интерес к искусству фотографии она переняла от отца, который на любительском уровне занимался съемкой. Однако начинала Ли свой творческий путь по другую сторону объектива - в качестве модели. Фотография для нее была только хобби. Благодаря тому, что Миллер часто позировала отцу, она чувствовала себя раскованной перед камерой. Именно отец Ли научил дочь азам работы с камерой.
Впервые о Ли Миллер узнали в 1920-х годах, когда она работала в качестве модели у известного на тот момент фотографа Эдвард Стейхена. Сначала к юной девушке у людей сформировалось неоднозначное отношение. Причиной этому было то, что один из снимков использовали для рекламной компании бренда Kotex, выпускающего женские средства личной гигиены. Ранее компания изображала нарисованных, а не реальных женщин. Неодобрение публики не остановило девушку, которая не представляла свою жизнь без камеры.
В 1929 году амбициозная Ли переехала из Нью-Йорка в Париж. Там она продолжила работать моделью. Параллельно девушка начала серьезно обучаться искусству фотографии. Она работала у Мана Рэя, к которому попала, благодаря рекомендательному письму Стейхена. Некоторые его снимки, датирующиеся 1930-1931 годами, на самом деле были сделаны Ли. Сегодня ведется много споров об авторстве той или иной работы Рея. Фотограф снимал в стиле соляризации. В этой же технике работала Миллер. Некоторые исследователи считают, что именно она стала родоначальником данного направления.
В Париже социально активная девушка стала участницей развивающегося в то время сюрреалистического движения. Она знакомится с Пикассо, творчество которого оказало влияние на формирование собственного стиля Ли. В 1937 году художник даже написал портрет Миллер.
В 1930 году на экранах появилась картина "Кровь поэта", в которой одну из ролей сыграла Ли Миллер. Она изображала статую. Девушка пробовала себя в разных направлениях. Однако, в конечном итоге, поняла, что ей интереснее всего заниматься фотографией.
Решилась на открытие собственной студии Ли после возвращения в Нью-Йорк (1932 год). Лучше всего у Миллер получалась портретная съемка. В объектив ее камеры попали Д.Корнелл, Л.Харви, Г.Лоуренс и другие известные люди. Уже через год после открытия студии состоялась первая персональная выставка фотографа (1933 г). Она же стала единственной.
В 1934 году Ли решила связать себя узами брака с египтянином Азизом Беем. После замужества Миллер переехала в родную страну супруга (Каир). На время даже прекратила заниматься на профессиональном уровне фотографией. Несмотря на это, многие снимки того периода сегодня известны во всем мире. В частности, одна из наиболее узнаваемых египетских работ Ли - "Портрет космоса". Снимок пустыни, сделанный в Каире, вдохновил Р.Магритта на написание картины "Le Baiser".
Переломным для Ли стал 1937 год. Она ушла от супруга и вернулась в Париж. В это время она познакомилась с Роландом Пенроузом, который позже стал ее вторым мужем. Он был художником-сюрреалистом, курировал выставки современного искусства. Благодаря общему увлечению Ли и Роланд быстро сблизились.
Военные и послевоенные годы
Когда пришла война, Миллер не оставила свою профессиональную деятельность. Она работала фотокорреспондентом для известного издательства Vogue. За время войны Ли осветила много событий, включая осаду Сен-Мало, где впервые применили напалм, высадку союзников и освобождение Парижа. Также Миллер фотографировала лагеря Дахау и Бухенвальд.
Миллер больше фотографировала женщин. В своих работах ей удалось передать, как война повлияла на представительниц прекрасной половины общества. В постановочных фото Ли тщательно продумана каждая деталь. В кадре нет ни одного лишнего предмета. Каждая фотография - это целая история.
Все увиденное и пережитое во время войны оставило глубокий след в душе Ли. В послевоенное время у нее наблюдался посттравматический синдром, что привело к алкоголизму. В 1947 году Миллер оформила развод с первым мужем и официально зарегистрировала брак с Пенроузом. Спустя 2 года супруги приобрели ферму в Сассексе, где часто устраивали встречи с друзьями, в число которых входили Пикассо, Ж.Дюбюффе, Г.Мур, М.Эрнст и другие люди искусства. На этих встречах друзья делились идеями, показывали новые работы.
Тяжелыми для фотографа были 1940-1950-е годы. Ею заинтересовались следственные органы и выдвинули обвинения в шпионаже, однако в конечном итоге Ли оправдали. Чтобы не снимать стресс во время расследования алкоголем, Миллер занялась кулинарией. На ее счету есть несколько побед в международных конкурсах. Она воспроизводила рецепты, собранные со всех уголков земного шара, изобретала собственные.
21 июля 1977 года известного фотографа и кулинар не стало. Умерла Миллер от рака. Она прошла невероятно интересный путь от модели до военного фотографа и кулинара, попробовала себя в актерском деле.
Наследие Ли Миллер
Ли Миллер не стремилась быть известной. Ее увлекал процесс создания фотографии. Она не издавала книги, не организовывала выставки и не занималась саморекламой, из-за чего с ее творчеством были знакомы только коллеги по цеху и фотолюбители. Да и многие пленки оставались непроявленными. И только стараниями сына работы матери стали узнаваемы во всем мире. Он разобрал архивы Ли, которые хранились на чердаке их дома. Правда, случилось это уже после смерти фотографа.