Профессиональный фотограф из английского Йоркшира Шелли Мантовани (Shelly Mantovani) занимается съемкой свадеб и долгое время наблюдает за изменениями, которые происходят в этой сфере. Она пришла к необычному выводу - все реже ее коллег, даже именитых и удостоенных наград, нанимают на полный рабочий день. Они получают не 2000 фунтов стерлингов, как раньше, а гораздо менее грандиозные суммы. Маститые авторы, зарабатывавшие на достойную жизнь десятилетиями, в панике - их доходов хватает разве что "на пачку арахиса ". В закрытых группах и частных беседах многие приходят к тому же выводу, что и Шелли - профессиональная свадебная фотография мертва.
Мантовани смело называет изменения "концом классической эпохи". Она рассказывает, что коллеги уходят из свадебной фотографии, потому что не могут соревноваться с демпингующими новичками, берущими за работу меньше 800-1000 фунтов. Однако жалобы на приток "дешевой рабочей силы", крадущей клиентов у высокооплачиваемых профессионалов, были всегда.
Все в свое время, как и Шелли, были новичками. Купив профессиональную камеру и не имея понятия о резервных объективах, световых модификаторах и прочих технических нюансах, они двигались вслепую, нарабатывая опыт на своих ошибках - учились, совершенствовались и становились лучше. С ростом профессионализма росли и расценки за работу. Шелли Мантовани говорит, что миллионы она не заработала, но на достойную жизнь и оплату счетов ей вполне хватает.
Почему же стон о "дешевых" новичках, занявших все рабочие места и убивших профессиональную свадебную съемку, становится все громче? Шелли, которая не ощутила лично на себе никаких сложностей, задумалась - в чем же дело?
Неужели ценность свадебных фото для невесты и жениха уже не так велика?
Шелли так не думает. Хоть британцы в принципе не относятся к постановочной фотографии слишком серьезно, считая ее проявлением тщеславия, клиентам по-прежнему нужны памятные изображения. Есть мнение, что современные журналы и блоги сознательно понижают ценность памятных снимков - но это тоже не так. Когда Шелли слышит, что ее расценки слишком велики для бюджета торжества, смеется и показывает скептикам многочисленные статьи, в которых советуют потратить на фото чуть ли не большую часть всех сбережений, отложенных на свадьбу.
Может, дело в повышенных расходах на место, в котором будет проходить мероприятие? Это проблема: расценки на красивые залы и усадьбы для проведения торжества растут по экспоненте. В Англии за аренду престижного места отдают от 10 000 до 20 000 фунтов - а затем фотографы слышат, что у пары просто не осталось денег на оплату их услуг. Однако есть и обратная сторона медали. На свадьбах, которые проводятся в дешевых местах, зачастую наблюдается та же ситуация - бюджет на съемку ограничен, поэтому дело не в дороговизне ресторанов и залов.
Некоторые обвиняют в падении интереса самих фотографов, щедро делящихся профессиональными секретами в публичном пространстве. Но обучение новичков не может стать причиной потери клиентов. Существует множество способов получения знаний, и YouTube, подкасты и многодневные семинары с ораторами со всего мира - лишь некоторые из них. С развитием профессиональной техники разница между снимками у новичков и фотографов с пяти-десятилетним опытом работы становится все менее очевидной, даже если речь идет о фото с iPhone в сравнении с изображением, сделанным новейшей фотосистемой.
Дело не в фотографах, бюджетах и расценках. "Ветер перемен" в отношении к свадьбам ощущают все представители индустрии - от флористов до визажистов. Изменения фундаментальны и связаны с новыми веяниями в промышленности, моде, способах самопрезентации и саморекламы в целом. Перемены затрагивают концептуальные основы, сам подход к съемке и визуальный "язык ", на котором рассказывается история молодоженов.
Изменения редко приводят людей в восторг - все мы рабы привычек и рассчитываем, что старые методы, которые приносят нам деньги, будут работать вечно. Но нужно смириться и признать, что и манеру съемки, и способ ведения бизнеса придется полностью пересмотреть, иначе можно кричать в пространство в отчаянии, выбрасывать деньги на рекламу в Facebook, по десять раз в день выкладывать фото в Instagram, безрезультатно продолжая петь старую песню.
Наступает время коренного пересмотра отношения к бизнесу, подведения итогов "золотой эпохи" и размышлений о том, что ждет фотографов в будущем. Как и в высокой моде и шоу-бизнесе, нужно принять новые технологии и формы коммуникации. Необходимо найти возможности удержаться в бизнесе, способы результативного общения с клиентами, которым нужно не то, что вы всегда им предлагали.
Не оставляйте все как есть, иначе вам придется продолжать стонать, что новички-фотографы украли у вас работу. Примите перемены и изменяйтесь вместе с ними.