В настоящее время на рынке студийного оборудования можно найти модификаторы света на любой вкус, под любую задачу. Некоторые из представляемых моделей дешевые, другие могут быть, безусловно, намного дороже. Влияет ли напрямую стоимость модификатора на качество съемки? Наверное, влияет. В первую очередь на затраченное время для подготовки к фотосъемке, если мы будем рассматривать сборку и установку приспособлений. И в данном случае сработает правило, что чем больше вы потратите на модификатор (а дорогие модификаторы, как правило, - это от ведущих ТМ), тем более конструкционно продуманным и долговечным он окажется.
Джейк Хикс (©Jake Hicks) - фотограф из Великобритании, как и многие другие профессионалы, ратует за то, чтобы большая часть работы со снимком проводилась до постредактирования, т.е. еще на этапе проведения самой фотосъемки, а значит, при использовании аксессуаров, влияющих на световой поток. Но что делать, если бюджетом не предусмотрены траты на подобные полезные и необходимые приспособления? Нужно заметить, что фотограф не увещевает "затянуть ремни потуже" и советует присмотреться к домашним... плафонам.
Фактически менее, чем за 20 долларов можно получить вполне приличный свет от домашнего модификатора освещения.
Освещение - это самый важный предмет в кадре. Продуманное освещение может превратить скучную комнату в бурлящее жизнью помещение, вы всегда можете комплиментарно подсветить лицо модели и многое другое. Свет в фотографии - единственный инструмент, который вам нужен, и необходимо уметь полностью контролировать его, чтобы совершенствовать собственное мастерство и расти в профессиональной сфере.
В этой статье мы рассмотрим возможность работы с очень недорогой и функциональной во многих ситуациях альтернативой профессиональным модификаторам освещения.
Лампы для дома
Модификаторы освещения, на которые в первую очередь стоит обратить внимание при небольшой бюджете, - круглые матовые плафоны для ламп, типа бра. Они будут незаменимы при той же портретной фотографии, поскольку распространяют свет вокруг себя очень равномерно.
Давайте рассмотрим подробнее, что же придумал Джейк Хикс в качестве альтернативы.
Фотограф приобрел в ИКЕА два белых матовых плафона разного размера. Один небольшого диаметра, а другой намного больше. Меньший предназначался для использования в качестве потолочного освещения в ванной комнате. Закрепленный на потолке такой плафон будет хорошо освещать все помещение полностью равномерным светом. Небольшой диаметр как нельзя лучше подходит для коридоров и маленьких комнат.
Большего размера плафон был предназначен для настольной лампы. Куполообразный дизайн идеально подходит для получения значительного светового пятна, при этом можно не опасаться, что свет окажется слишком жестким. При покупке нужно обратить внимание, чтобы цвет плафона был идеально белым, без примесей других оттенков.
Джейк Хикс провел несколько тестов, чтобы сравнить свет от плафонов и от классических модификаторов света.
Так как один из любимых и часто используемых фотографом модификаторов является 55-сантиметровая портретная тарелка, с ней и проводилось сравнение.
Софтрефлектор - один из самых популярных аксессуаров, который используется фотографами для получения отличного света в студийной фотографии. Обычно фотографы хорошо представляют себе, каким будет свет, если применять портретную тарелку. Вторым весомым аргументом в пользу сравнения стала цена. Софтрефлекторы - недешевое удовольствие, поэтому будет интересно посмотреть на разницу в результате от использования.
Очевидно, что плафоны не предназначены для фотосессий, поэтому изначально нужно было провести с ними некоторые манипуляции, прежде чем приступить к работе.
Маленький плафон
Из него просто удалили всю внутреннюю проводку и патрон лампы, а затем просто разместили его поверх одного из стандартных моноблоков. Из-за небольшого размера не было опасений, что плафон упадет или сместится.
Большой плафон
С большим плафоном понадобилось чуть больше работы. Внутренности точно также пришлось удалить, но для крепления на моноблок было использовано классическое переходное кольцо, с помощью которого обычно устанавливаются на моноблоки софтбоксы и т.п. Кольцо надежно закрепили тейпом.
Схемы света и настройка оборудования
Схему для освещения взяли универсальную. Модель была расположена примерно в полутора метрах от белой стены. Источники света стояли в 50 см перед моделью и на уровне ее глаз. Также был задействован небольшой софтбокс, который разместили на полу, у ног модели. Оранжевый гелевый фильтр можно применить по желанию. В тестах он участвовал.
Результаты
После того, как Джейк Хикс сделал несколько снимков с блюдом красоты, он переключился на съемку с большим плафоном, а затем после нескольких кадров сменил его на меньший. То, что получилось в результате, говорит само за себя.
Если вы захотите повторить эксперимент будьте осторожны, так как в тесте фотограф использовал светодиодные моделирующие лампы, которые выделяют довольно мало тепла. Если моноблоки работают с вольфрамовыми лампами, стоит быть более внимательным при работе с плафонами.
Анализ результатов
Софтрефлектор совершенно очевидно производит более направленный свет и наглядно видно насколько фон остается темным в то время, как свет от плафонов разливается на большую площадь, захватывает фон в том числе. Из-за такой направленности света можно заметить, что тени на лице моделей тоже заметно темнее. От плафонов свет заполняет большее пространство, соответственно образуется меньше теней даже на лицах моделей. Такой модификатор, можно сделать вывод, идеально подойдет, когда требуется съемка с хорошим рассеянным светом.
Маленький плафон отработал прекрасно. От него получился лучший свет, чем можно было бы ожидать. Маленький источник создал контрастный световой поток, который оставляет яркие блики и темные тени. Можно отметить, что от такого модификатора получились приятные мерцающие эффекты на коже и макияже.
Подсветка от плафонов получилась очень чистой из-за плавного перехода от теней к свету, но в то же время оказалась темнее, чем ожидалось.
Итак, делаем выводы: матовые белые плафоны подходят для съемки, особенно когда у фотографа есть жажда к экспериментам. В любом другом случае, для облегчения собственной жизни, более качественного моделирования освещения, свободы передвижения и перемещения, у вас всегда есть возможность выбрать традиционные сферические модификаторы ведущих мировых брендов.