В наши дни большинство комплектов объективов на потребительских DSLR являются широкоугольными. Объектив 18 мм на сенсорной камере APS-C (или 27 мм на старых 35-миллиметровых) достаточно широкий для большинства случаев. Ультраширокоугольные объективы отличаются тем, что их фокусное расстояние меньше, чем 16 мм. Именно здесь открываются новые творческие возможности и новые препятствия.
На кроп-сенсорных объективах фокусное расстояние 30-35 мм обеспечивает то, что мы называем "нормальным" полем зрения, которое примерно эквивалентно тому, что видит человеческий глаз. На 18 мм поле зрения уже почти в два раза шире, поэтому есть возможность поместить множество объектов в кадр. На 12 мм вы снова получите 50% поля зрения, что уже очень далеко от "нормального" - в этом случае вам нужно повернуть голову, чтобы захватить все детали.
Первое, что вы замечаете, - это чрезмерно увеличенная перспектива, искаженные края и отношения между объектами на переднем и заднем плане, которые получаются "растянутыми", причем иногда достаточно неестественно. Широкоугольные кадры могут содержать множество объектов на разных расстояниях, что помогает привлечь внимание зрителя к картине.
В деревьях и облаках, которые обычно в кадре выглядят достаточно безобидно, много драматичности и в то же время масса всевозможных искажений. Все контрасты, которые получает фотограф на снимке при использовании широкоугольного объектива, обусловленные наличием в кадре как светлых, так и темных объектов на разных расстояниях, доводят динамический диапазон DSLR до предела.
Подумайте об ультраширокоугольных объективах в противовес телеобъективам. Телеобъективы имеют тенденцию к сглаживанию глубины резкости, сверхширокоугольные же чрезмерно увеличивают ее. Это приводит к тому, что объекты на заднем плане появляются дальше, чем есть на самом деле, относительно передних.
Если ваша камера даже слегка вышла из горизонтального положения, вертикали будут сходиться. Здания будут вздыматься ввысь, что добавит ощущение драматичности в скучные кадры, вроде того, что внизу.
Иногда вы в этом эффекте вовсе не нуждаетесь, и тогда лучше всего убедиться, что горизонт находится в центре изображения. Вы можете исправить искажения перспективы при постобработке, однако, в конце концов, получите заметно меньшие изображения к тому моменту, как края будут обрезаны.
Из-за преувеличенной глубины резкости довольно трудно достичь резкости по всему изображению. Увеличьте f-stop - рекомендуемый ответ, но даже при f/11 или f/13 передняя резкость на 10 или 12 мм может оставаться неуловимой. На практике вам нужно решить на чем следует сфокусироваться: на бесконечности, что немного смягчит передний план, или же наоборот. Вам также нужно поэкспериментировать с диафрагмой, чтобы увидеть, что лучше всего подойдет конкретно для вашего объектива и камеры.
На сверхширокоугольных объективах автофокусировка подкинет новые проблемы, поскольку объекты, находящиеся всего в нескольких метрах будут довольно маленькими и поэтому создающими трудности для автофокуса. За пределами первых нескольких метров ультраширокоугольные объективы, как правило, угадывают фокус, но это не помогает с резкостью - выбор ручного фокуса часто может быть лучшим решением. Главное - сосредоточиться на визуальном центре и сфокусироваться на нем.
Накамерная вспышка - настоящая боль, когда дело касается сверхширокоугольных объективов. Широкое поле зрения часто несет за собой наличие источника яркого света вблизи кадра, и этого бывает достаточно, чтобы нанести вред снимку. Лучшее время для использования таких объективов - волшебные часы раннего утра или вечера. Считается, что широкоугольные объективы лучше использовать в зимней фотографии, когда снег снимает разницу в яркости между небом и землей.
Используйте штатив
Съемка рано или поздно днем, или же внутри помещения, увеличение f-stop до f/11 или более, предполагает использование штатива. Добавьте ручную фокусировку, и мы вернемся в старые добрые времена, тщательно составляя каждый снимок, следуя ряду правил. Неплохая идея для пейзажной и архитектурной фотографии, но совсем не практичная для уличной фотографии или съемки в движении.
При фотографировании архитектуры контраст важнее разрешения, в такой съемке важно сделать фокус на точке, в которой сходятся все прямые.
Ультраширокоугольные объективы не дадут вам хороших портретов, если только вы не хотите получить в результате мультяшные и комичные лица моделей. В крупном плане вы можете получить множество искажений, например, огромный нос, лоб и прочее. Однако, ультраширокоугольные объективы полезны в том случае, когда вы хотите захватить людей в их среде, в магазине или офисе или творческой студии, и хотите показать через фотографию окружающее пространство человека.
Сверхширокоугольные объективы вносят драматичность в изображения и могут более убедительно рассказывать истории сквозь фотографии, поскольку они преувеличивают перспективу. Как хорошие рассказчики, они показывают нам картину так, как раньше мы ее не видели.
8 правил получения отличных кадров с ультраширокоугольным объективом
- Включите в кадр нечто, представляющее интерес на переднем плане, иначе вас будут ждать огромные пустые просторы. В пейзажной съемке, например, это может означать, что вам следует изменить угол съемки, встать, скажем, на колени, чтобы включить цветы в передний план фотографии, или приблизиться к скалам, чтобы можно было увидеть их структуру.
- Ищите сильные композиционные линии, так как это прибавит драматизма снимкам. Это происходит естественно с широкими объективами, так что вы просто работаете с перспективой объектива.
- Захватывайте широту неба и подчеркивайте линии в облачных скоплениях.
- Попытайтесь держать камеру как можно более ровно при фотографировании зданий.
- Используйте поляризационный фильтр в ясную погоду. Это добавит больше цвета в кадр, а фильтры с нейтральной плотностью могут внести некоторое воодушевление в пасмурную погоду.
- Двигайтесь поближе: чем ближе вы к своему объекту, тем более драматичными будут ваши изображения.
- Следите за своими ногами, ножками штатива и другими посторонними предметами, которые могут вторгаться в кадр из-за искажения перспективы.
- Используйте штатив для пейзажных снимков.
Это все, что касается размера или угла. Остальное - лишь практика и эксперименты, чтобы выяснить, что лучше всего подходит конкретно для вас и вашего оборудования.