Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

135

Мир природы может быть хаотичным. Тот, кто занимается пейзажной фотографией, постоянно сталкивается с ситуацией, когда природа кажется слишком беспорядочной и как бы неправильной для фотосъемки, независимо от того, что хочется передать на изображении: леса, каньоны, береговые линии и т.д. В непростом ландшафте стараются найти неуловимую жемчужину простоты. Давайте разберемся, как в царящем беспорядке расставить смысловые и гармоничные акценты.

Баланс и простота

Пожалуй, существуют два элемента композиции, которых при правильном применении достаточно, чтобы вывести фотографию за пределы обычного уровня качества. Это уравновешенность (баланс) и простота.

Баланс - это расположение элементов композиции. Фото сбалансировано, когда "визуальный вес" изображения равномерно распределен слева направо, как если бы фотография оставалась идеально ровной на точке опоры. Сбалансированные фотографии создают у зрителя ощущение умиротворения и гармонии. Хотя баланс не всегда лучше дисбаланса, но, тем не менее, баланс считается одним из лучших способов превратить сложную сцену в содержательный, продуманный изобразительный образ.

Простота не означает, что на фотографии присутствует мало элементов. Напротив, это означает, что каждый элемент, включенный в композицию, существует по какой-то причине, а вы уже удалили из нее как можно больше отвлекающих элементов. Чем сложнее пейзаж, тем больше может быть таких отвлекающих факторов. Вам стоит безжалостно избавляться от элементов фотографии, которые не вписываются в эмоциональный месседж, даже если этот эмоциональный посыл состоит из хаоса и сложностей.

Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 135 мм, ISO 800, 1/400, f/16,0

Работа со сложными пейзажами

Итак, независимо от того, какую сцену вы снимаете, первый вопрос, который нужно задать себе: какое послание зрителю вы хотите передать? Это приводит ко второму вопросу: какие решения нужно принять, чтобы реализовать эту задачу?

Каждое решение в фотографии - баланс или дисбаланс, переэкспонирование или недоэкспонирование, диафрагма f/2,8 или f/8 - переносит определенные эмоциональные акценты на фотографии в ту или иную сторону. Если вы четко знаете, что хотите сказать своей работой, нужный ответ на все вопросы возникнет немедленно. Не позволяйте сложности сцены усложнять задачу. Начните с выбора эмоционального посыла и только после этого двигайтесь дальше.

В хаотичном ландшафте эмоциональное послание вполне может быть частью хаоса. В конце концов, легче реализовать идею, если она не сильно противоречит происходящему перед глазами фотографа, не говоря уже о том, что причина, по которой выбирается эмоциональное сообщение, зависит от ваших собственных эмоций, которые вы испытывали во время съемки. Например, нагромождение неоднородных горных вершин скорее вызовет у вас чувство напряженности и разлада, чем спокойствие.

Итак, если вы решите принять за основу хаотичный характер сцены, нужно помнить, что простота тут все еще применима. Зрители будут смотреть на фото и как бы вы ни хотели передать ощущение подавленности, все-таки в ваши задачи не входило, чтобы люди отворачивались от изображения. Даже идею хаоса (на самом деле, особенно идею хаоса) легко испортить небрежной композицией.

Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

Хаотичное фото гор. NIKON D810 + 70-200 мм f/2,8 @ 70 мм, ISO 160, 1/500, f/11,0

Но что, если хаос не входит в эмоциональное послание, но пейзаж перед глазами выглядит очень перегруженным? Чаще всего это случается при фотосъемке леса, когда фотограф желает снять спокойную мирную сцену, но в итоге получает просто подавляющее количество деталей, которые отвлекают от основной идеи фотографии. В подобных случаях требуется немного больше, чем обычно, работы для упрощения сцены.

Во-первых, посмотрите можно ли сфотографировать какие-либо детали ландшафта. Вместо того чтобы сосредотачиваться на общей сцене, обратите внимание на более мелкие ее части. В лесу, который сложно фотографировать, достаточно одной выразительной ветки дерева или даже нескольких листьев, чтобы передать суть. Перемещайтесь, чтобы кадрировать этот меньший объект, а не захватить весь видимый лес целиком.

Вы также можете подождать, пока изменится погода, и условия освещения будут более благоприятными. Бывают прекрасные моменты дня, когда на дерево падает единственный луч солнечного света, или фон в пейзажной сцене окутан утренним туманом. Не забывайте смотреть в разные стороны, тогда вы сможете заменить мешанину теней четкими силуэтами, которые лучше смотрятся на изображении.

Помимо этого используйте в своих интересах техническую сторону фотографии. Работайте с длиннофокусным объективом, чтобы выделить небольшие сегменты целого, или используйте широко открытую диафрагму, чтобы размыть фон и сосредоточить внимание на конкретном объекте. Здесь также может помочь выдержка. Пробуйте панорамирование. Если фотографировать движущийся объект, чтобы размыть его окружение, можно получить всю фотографию в красивые цветные полосы. 


Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

Панорамирование для упрощения сцены. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 200 мм, ISO 100, 1/20, f/16,0

Если ничего не помогает, пробуйте делать снимки с множеством элементов, которые несут гармоничный посыл. Это немного сложнее, но подумайте об известных фотографиях, которые вы видели, - таких, как "Очищающая зимняя буря" ("Clearing Winter Storm") Анселя Адамса или "99 Cent" Андреаса Гурски. Это сложные изображения, но фотографы не теряют контроль над композицией.

Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

Очищающая зимняя буря. Фото Анселя Адамса

  
Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

99 Cent. Фото Андреаса Гурски


Это в значительной степени касается намеренного кадрирования фотографии. Речь идет сейчас просто баланс, как один из лучших способов создать гармоничные образы в негармоничном месте. Еще помогают другие элементы композиции. Обратите внимание на такие вещи, как выходы/входы на фотографии (т.е. чтобы края изображения были относительно чистыми и не отвлекающими внимание), а также на "визуальную игру", которая делает фотографию больше, чем просто суммой ее частей. Это именно то, что вы часто видите в хорошей уличной фотографии.

Как фотографу акцентировать композицию в хаосе

Простота в сложном ландшафте
NIKON D7000 + 17-55 мм f/2,8 @ 17 мм, ISO 100, 0,6 секунды, f/8,0

Заключение

Пожалуй, любая сцена может стать основой для хорошей фотографии, но некоторые места, несомненно, лучше подходят для снимков, чем другие. Некоторые пейзажи (даже по-настоящему красивые) очень сложно фотографировать, часто именно из-за того, что они очень сложные.

Один из вариантов - продумать смысл сцены и стремиться к ярким, хаотичным и многоэлементным фотографиям. Здесь вы идете по сложному пути, где из-за недостаточной осторожности фотографа изображение превращается из красиво беспорядочного в просто… беспорядочное. Самый большой совет, который можно дать в этом случае - постоянно задавать себе вопросы об эмоциях на фотографии и принимать решения им соответствующие. Имейте в виду, что зрители сначала смотрят на фотографию без какого-либо контекста, и вы не хотите, чтобы их немедленная реакция была непринятием.

Другой путь - в любом случае стремиться к более прямым, гармоничным композициям. Это часто включает в себя поиск одного элемента сцены и его изоляцию с помощью положения камеры, объектива, диафрагмы, выдержки или любого другого творческого инструмента. В некоторых случаях вы можете просто подождать, пока усложненный пейзаж не упростится в новых погодных и световых условиях. И, наконец, что не менее важно, вы можете попробовать сделать сложную фотографию сцены, которая включает в себя большое количество элементов, но не выглядит избыточно сложной, потому что вы использовали такие инструменты, как баланс и необходимое свободное пространство в кадре, чтобы создать тщательно продуманную композицию.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

135

Полезные статьи

Почему в фотографии важно полюбить негативную и конструктивную критику
Почему в фотографии важно полюбить негативную и конструктивную критику
Радостное принятие критики, особенно негативной, противоречит общепринятым понятиям о здравом смысле ...
фотоурокипсихология фотографии
141
Летят утки и два гуся, или Как сфотографировать птицу в полете?
Летят утки и два гуся, или Как сфотографировать птицу в полете?
Съемка пернатых в полете, безусловно, самый трудный вид фотографирования птиц в принципе. Однако, об ...
съемка животныхфотоурокифотографирование животных
1214
Что такое негативное пространство в фотографии. Как понимать этот термин и с успехом использовать в практике
Что такое негативное пространство в фотографии. Как понимать этот термин и с успехом использовать в практике
Отрицательное пространство иногда называют также белым пространством. Его концепцию используют в иск ...
теорияфотоурокикомпозицияландшафтный пейзаж
2681
Войти