Фотопленка обладает неоспоримой магией и до сих пор влияет на зрительское восприятие. Одной из ее примечательных особенностей всегда было «зерно». Хотя, как и шум при высоких значениях ISO в цифровом мире, это был результат повышенной светочувствительности и нежелательного ухудшения качества изображения. Но именно зерно привносит в фотографию некий шарм и заставляет неровно биться сердца современных фотографов.
В этой статье из серии «Освоение Lightroom» фотограф Романас Нарышкин объясняет, как добавить при постобработке максимально подлинную зернистость на цифровые изображения. Вы узнаете, как увеличить размер зерна, сделать его более грубым или гладким, а также скрыть шум высоких ISO (или сделать его более привлекательным) без необходимости применения шумоподавления.
Что такое зернистость фотопленки?
По сути, это химический эквивалент цифрового шума с высоким ISO, или даже, скорее, наоборот. По мере того как повышалась чувствительность пленки, увеличивались количество и характер зернистости, как и уровни шума ISO, когда вы увеличиваете чувствительность сенсора. Примечательно, что зернистость пленки стала видна при гораздо более низкой чувствительности, чем нынешний цифровой шум.
Понятно, что не было никаких пленок, эквивалентных ISO 12800. Одна из самых чувствительных пленок, замечательная черно-белая Ilford Delta 3200, обладала такой зернистостью, что некоторые любители современного технического качества цифровой эры, которые никогда не были знакомы с эстетикой пленки, сочли бы ее совершенно непригодной для использования. Некоторые предпочитают рассматривать Delta 3200 как пленку 1600 с одним стопом во время проявки. Подумайте о недоэкспонировании изображения и корректировке экспозиции на один стоп в Lightroom с помощью ползунка «Экспозиция».
Вот крупный план наспех отсканированной негативной пленки Shanghai GP3 с зернистостью. Это не то же самое, что смотреть на увеличенную фотографию, да и динамический диапазон отсутствует, но посмотрите, заметите ли вы разницу между зернистостью и обычным цифровым шумом.
Но зерно это не просто эквивалент цифрового шума ISO. Это также до некоторой степени можно рассматривать как химический эквивалент самого пикселя. Другими словами, изображение, захваченное на пленку, состоит из зернистости. Чем мельче зернистость, тем больше разрешающая способность у пленки и, следовательно, тем резче само изображение при определенном размере печати.
Вы можете сравнить это с разрешением сенсора. Чем меньше (точнее, четче) пиксель (зернистость), тем больше он умещается в области сенсора (пленки), что приводит к большему разрешению/мегапикселям (детализация). По этой причине самые резкие пленки имели очень низкую чувствительность - иногда от 50 до 25 - и очень мелкую зернистость. Обычно это были слайдовые (позитивные) пленки с более яркими цветами и гораздо меньшим динамическим диапазоном, чем у обычных негативов.
Чем зернистость отличается от шума при высоком ISO?
Проще говоря, для наших целей, и не погружаясь слишком глубоко в обсуждение пленки и цифровых технологий, зернистость пленки прекрасна, а шум при высоких ISO - нет. Это не значит, что все камеры производят уродливый шум при более высокой чувствительности, и он может быть более привлекательным для одних камер и менее - для других.
Например, считается, что большинство зеркалок Nikon воспроизводят зернистый шум, который выглядит менее искусственным, чем у других производителей. Но такие различия обычно возникают при сравнении того, на что не очень приятно смотреть, с чем-то еще менее приятным.
Итак, некоторые камеры производят менее уродливый шум, чем другие, но все же не особо приятный. Зернистость пленки, напротив, часто используется для улучшения изображения, усиления ощущений и эмоций. Фотографы нашли много способов изменить зернистость пленки во время пребывания в темных комнатах, используя определенные химические вещества и различные виды света, и часто выбирали пленку на основе зернистости для разных случаев. Во многих смыслах это было так же важно, как любимый объектив.
Взгляните на это сравнение. Изображение выше было снято при ISO 400 и в Lightroom было добавлено немного мягкой зернистости (количество 14, размер 17, шероховатость 57). Изображение ниже было снято при ISO 6400, без зернистости. Не обращайте внимания на небольшие различия в фокусировке, мы должны сравнить картину. Вы заметите, что снимок с высоким ISO становится намного резче. Это связано с тем, что настройки резкости также увеличивают резкость любого присутствующего шума, а зернистость накладывается на резкое изображение - вы можете сделать изображение и зернистость резкими или мягкими по отдельности.
Использовались те же настройки резкости. Изображение с высоким ISO выглядит искусственно резким, неровным, полным артефактов и недостаточной плавности. Изображение с зернистостью намного более гладкое, но менее резкое - в основном из-за разницы в фокусировке, заметьте. Но мягкое зерно также покрывает очень небольшое количество деталей. Тем не менее, оно выглядит менее искусственно. Есть возможность сделать зернистость резче, а тем самым и само изображение визуально более детальным - все дело вкуса. Однако изменить внешний вид шума ISO не так просто, и в этом случае зернистость дает более мягкий, гладкий, менее навязчивый, но видимый узор, что предпочтительнее.
Не заблуждайтесь, зерно пленки, добавленное цифровым способом или даже «естественное», действительно ухудшает техническое качество изображения. Во многих случаях шум избегают, особенно при очень высокой чувствительности, поскольку он может вызвать некрасивые рисунки.
Добавление и настройка зернистости пленки в Lightroom 4
Работа с зернистостью пленки - это очень простой процесс, для которого требуется всего три ползунка на вкладке Effects.
Где это найти?
Настройки зерна можно найти на вкладке «Эффекты» в модуле «Разработка». Вы найдете три ползунка - Amount, Size и Roughness - прямо под настройками виньетирования. По умолчанию и виньетирование, и зерно отключены (для параметра Amount установлено значение 0).
- Регулировка количества зерна
Ползунок Amount можно установить в диапазоне от 0 до 100. Значение по умолчанию - 0, и в результате Lightroom не добавляет зернистости. Измените значение на 1, и будет добавлен едва заметный узор. Вам нужно будет очень внимательно присмотреться, даже если вы установите два других ползунка на крайние значения. Есть шанс, что вы не заметите каких-либо изменений с такой маленькой суммой. Однако переместите ползунок Amount на 100, и ситуация будет совершенно иной - вы получите очень зернистое изображение. Обычно значение около 20 работает достаточно хорошо, поэтому вы можете использовать его в качестве отправной точки. Помните, что значение имеет не только ползунок Amount. Не удивляйтесь, если вы обнаружите, что меняете эти настройки более одного или двух раз, прежде чем останетесь довольны, поскольку каждая настройка будет менять внешний вид зерна и очень заметно влияет на ваше изображение.
- Размер зерна
Значение размера будет зависеть от разрешения изображения, но больше от оттенков и содержания фотографии. Романас часто меняет размер зерна, и он может варьироваться практически по всей шкале, чаще всего выбираются значения от 20 до 80. Более крупное зерно лучше работает с черно-белыми изображениями. Окончательное решение обычно принимается при просмотре полноразмерной фотографии.
- Регулировка шероховатости зерна
Этот параметр определяет характер зерна. С пленкой зерно может быть очень четким и резким или может быть намного мягче и глаже. Значение Roughness по умолчанию - 50, что, как вы уже догадались, создает слегка шероховатую зернистость. Выглядит естественно, но не совсем мягко. Переместите ползунок влево, и вы увидите, что он стал менее органичным и несколько повторяющимся, похожим на шум, особенно если вы также уменьшите размер.
Переместите ползунок вправо, чтобы сделать его менее четким, а каждый элемент было сложнее отличить.
Делает ли зернистость фотографии лучше?
Зернистость, или ее отсутствие - всего лишь часть фотографии. Это дело вкуса. Если вы чувствуете, что добавление зернистости, особенно искусственно созданной программным обеспечением, является просто глупым способом снижения технического качества изображения, тогда вам не стоит пробовать и беспокоиться о том, что кто-то придумал «зернистость в цифре» и считает этот метод креативным и интересным. Просто снимайте на пленку.