Фотографии на страницах глянцевых журналов, которые можно увидеть сегодня, похожи друг на друга. Они не отличаются замысловатостью кадра. Другими были работы фэшн-фотографа Ги Бурдена: неординарными, рушащими стереотипы, инновационными. Каждый снимок вызывает в душе зрителей ряд эмоций, в числе которых и непонимание происходящего. Возможно, именно в этом секрет их бессмертия. Понимать или не понимать... но оторвать взгляд от них по истине сложно.
Несмотря на то, что фотоаппарат Ги Бурден взял в руки достаточно поздно, его работы известны не только в узких кругах профессионалов, а и среди почитателей искусства фотографии.
Формирование личности Ги Бурдена и приход в искусство фотографии
Появился на свет Ги Бурден (Guy Bourdin) в столице Франции. Произошло это в 2 декабря 1928 года. На момент рождения ребенка его биологическому отцу едва исполнилось 18 лет. Очень быстро молодые родители поняли, что не готовы строить семью и развелись. Мать бросила годовалого ребенка. Это, по мнению многих психологов, в будущем сказалось на его творчестве и отношении с женщинами. Он не церемонился с моделями, которые впоследствии с ужасом вспоминали о съемках в холодных студиях и жестких условиях работы.
Ги не задержался в детском доме. Его усыновил Морис Дезире Бурден, от которого он и получил фамилию. В детстве мальчик не задумывался о карьере фотографа. Его увлекал велоспорт. В возрасте 18 лет юноша серьезно занялся живописью. Какое-то время он даже собирался посвятить свою жизнь этому ремеслу. Однако все изменила военная служба, которую он проходил в Дакаре (1948-1949 гг). Бурдена определили в воздушные войска, и тут в его жизни появилась фотография.
По возвращению домой Бурден устроился продавцом фотооборудования. Параллельно работал посудомойщиком в ресторане и копил деньги на профессиональное оборудование для фотосъемки. Также до прихода в индустрию моды Ги Бурден успел поработать курьером в посольстве США. Все время его сопровождала живопись. Параллельно он совершенствовал мастерство фотосъемки - обучался самостоятельно, на работах прославленных мастеров разных жанров.
Ключевым моментом в жизни Ги стало знакомство с Ман Рэем, чье творчество вызывало у людей противоречивое отношение. Одни восхищались его сюрреалистическими работами, другие не видели в них никакой ценности. Бурден относился к первой категории людей, и Рэй стал поддерживать молодого фотографа. Вскоре Бурден начал представлять свои работы на общих выставках, а позже известный покровитель помог организовать персональную. Талант Бурдена заметили редакторы модных изданий, и карьера стремительно пошла вверх.
Профессиональная деятельность Ги Бурдена
Работа в мире моды привлекала Бурдена, и он принял предложение от редакторов издательства Vogue. Это сотрудничество длилось порядка 40 лет. Параллельно фотограф снимал рекламные кампании для таких модных марок, как Charles Jourdan, Chanel, Versace, Bloomingdale's и т.д. Кроме Vogue он сотрудничал с известным издательством Harper's Bazaar.
Выработал свой неординарный стиль фотограф не сразу. Сначала его работы были приближены к установленным на то время нормам. Однако с каждой новой фотосессией Ги Бурден раздвигал рамки дозволенного. Модели всегда замечали, что работать с Ги, который относился одинаково требовательно как к себе, так и к окружающим, было неимоверно тяжело, но конечный результат всегда был потрясающим.
Фэшн-фотограф, который создавал преимущественно рекламные снимки, умел обратить внимание зрителя не на привлекательных моделей, а на продаваемый продукт. При этом каждый снимок воспринимался не как отдельный эпизод из жизни, а как целая история, в которой есть сюжет и подтекст.
Издательства, сотрудничавшие с Ги, предоставляли ему полную свободу, и он этим пользовался, воплощая в жизнь самые смелые замыслы. Кроме гламурных снимков в его коллекции можно найти грубые и, местами, жестокие фото.
Успех Бурдена обусловлен не только природным даром и особым видением мира, а и отсутствием стремления к популярности. Для него важен был только процесс съемок. Выставки и издание книг, участие в фотоконкурсах и престижные награды никогда не прельщали Ги. У Ги Бурдена есть множество последователей. Некоторые из них смогли реализовать свой творческий потенциал, и стали известными фотографами (Мерт Алас, Ник Найт и т.д). Бурден полностью изменил понятие о женской красоте и глянцевом фото. Его заслуженно признали выдающимся модным фотографом 20 столетия.
Умер неординарный и обсуждаемый фэшн-мастер в 1981 году. Как профессионалы, так и фотолюбители до сих пор неоднозначно относятся к работам мастера, которые сегодня занимают почетное место на многих фотовыставках.