Георгий Рерберг (Georgiy Rerberg) родился в осенней Москве, 27 сентября 1937 года. Фамилия Рерберг досталась ему от родственников из Швеции. Отец мальчика был художником, мать – виолончелисткой (она была дочерью народного артиста Семена Козолупова). Естественно, в окружении представителей интеллигентных творческих профессий, мальчик не мог не заинтересоваться искусством. С раннего детства он неплохо разбирался в живописи. В совсем юным Георгий создал свою собственную серию картин.
В подростковом возрасте он удивлял преподавателей любовью к классической литературе и искусству. Мальчик рос начитанным и умным. После окончания школы он понял, что хочет заниматься кинематографией и подал документы во ВГИК. Эрудированного молодого человека приняли в институт с распростертыми объятиями. Борис Волчек сразу определил его в мастерскую, где научил обращаться с кинокамерой.
Как развивалась карьера советского видеооператора
Георгий Рерберг окончил ВГИК в 1960 году. После выпуска молодой человек устроился стажером на киностудию «Мосфильм». Благодаря выдающимся способностям и знаниям, полученным в институте, его быстро заметили. Как признание таланта и бесконечное доверие – возможность снять собственную картину. В тандеме с режиссером Андреем Кончаловским оператор оживил произведение Чингиза Айтматова «Первый учитель», рассказывавшее о тяготах жизни после гражданской войны.
Дебютная картина оператора длится 100 минут. Она снята в черно-белом цвете. Уже тогда проявился индивидуальный стиль Рерберга: четкость композиции и строгие изобразительные решения. В 1966 году фильм был представлен на Венецианском фестивале и получил ряд наград в России, Италии и Франции.
Успех первого фильма вдохновил видеооператора на создание еще одного, на этот раз с провокационным подтекстом. Георгий вместе с лучшими выпускниками творческих мастерских взялись за картину «Истории Аси Клячиной…». Так как возможности пригласить профессиональных актеров не было, киноленту заполнили живыми рассказами простых жителей деревни в Нижегородской области. Интересно, что именно Рерберг предложил снимать, наряду с отрепетированными сценами, непрофессионалов с разных ракурсов, чтобы придать картине «живую натуральность». В последствии отснятые кадры были синхронизированы с отдельно записанным звуком. Проект вышел в свет только спустя 20 лет. Пленка пролежала в архиве из-за провокационного подтекста.
Следующей работой видеооператора стал фильм «Дворянское гнездо». Здесь Рерберг использовал классические приемы съемки: эффектные крупные планы, эстетичность, детально прорисованное изображение. Однако за эту работу Георгий был раскритикован. Специалисты считали, что картинка затмевает образы персонажей, не прослеживается ни душа, ни психологизм.
Положительную оценку критиков Георгий получил после выхода «Зеркала» - работы Андрея Тарковского. Картина повествует о событиях советской действительности. Сюжет «Зеркала» сложный и противоречивый, поэтому массовый показ запретили. На премьере фильма присутствовали авторитетные кинокритики, которые признали работу оператора вершиной мастерства.
По-другому дело обстояло с лирической комедией «Здравствуйте, я ваша тетя!», авантюрным фарсом «12 стульев» и драмой «Безымянная звезда». Рерберг всерьез отнесся к проектам легких жанров, потому что разнообразие сцен, ракурсов и планов давало шанс свободно творить.
Самой яркой работой 1970-х считалась драма Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». В ходе производства Георгий Иванович, получивший от коллег прозвище Гога, демонстрировал чудеса операторской работы, несмотря на нехватку качественного оборудования. Когда половина картины была снята, выпускник ВГИКа неожиданно ушел в запой.
Последние годы жизни видеооператора
В конце 1990-х годов Георгий Иванович снял еще несколько хороших кинокартин, а также рекламных роликов из серии Тимура Бекмамбетова. Талантливый оператор умер 25 июля 1999 года. Причиной смерти стал разрыв сердечной мышцы. Похороны прошли в узком кругу близких друзей.