Гьен Мили (Gjon Mili) - американский фотограф албанского происхождения, один из основоположников фотографии в ее сегодняшнем виде. Он стоял у истоков «мгновенной» съемки, позволяющей увидеть, как застывает в воздухе танцор, разбивается стакан или пуля проходит сквозь игральную карту. Гьен Мили, в середине ХХ века входивший в ТОП-10 лучших фотографов мира, но впоследствии незаслуженно забытый, сегодня снова вызывает сильный интерес широкой аудитории - как и положено фигуре его масштаба.
Остановить время мечтают, наверное, все, но лишь фотографам это удается так эффектно. Гьен Мили, родился в 1904 году, был свидетелем изобретения технологии, позволившей делать мгновенные «отпечатки» реальности. Объединив технические возможности с талантом и взглядом истинного художника, он смог создать невероятные полотна, поражающие и сегодняшнего зрителя, не говоря о современниках.
Знаменитый фотограф Уильям Юджин Смит в своем исследовании поставил Гьена Мили в один ряд с фигурами мирового масштаба - Анри Картье-Брессоном и Лизетт Моделл. Все они работали над задачей «художественной остановки времени», интерпретируя ее в собственной манере. Вдвойне обидно, что Гьен Мили был незаслуженно забыт, тогда как об остальных двух фотохудожниках до сих пор говорят с трепетом. Сегодня его работы все чаще появляются в СМИ и интернет-изданиях, их охотно покупают знатоки, а в Албании даже учредили именную фотографическую премию, которая ежегодно присуждается талантливым авторам.
Работы в области мгновенной фотографии
Гьен Мили провел в Албании лишь несколько первых лет жизни. Сначала его семья переехала в Румынию, где мальчик окончил школу, а затем, в 1923 году, уже самостоятельно перебрался в США. Там Гьен Мили стал студентом электротехнического факультета в знаменитом MIT. Окончив Массачусетский технологический университет, юноша начал публиковать свои снимки, и уже в 1930 году их напечатали в журнале LIFE. Спустя семь лет произошло знаковое в жизни фотографа событие - знакомство с Гарольдом Юджином Эдгертоном, изобретателем мгновенной съемки.
Профессор, работая со стробоскопом с неподвижным и вращающимся дисками, смог впервые «поймать» уникальные кадры. Используя выдержку в одну стотысячную секунды и световой импульс, он запечатлел на фото каплю молока, падающую на твердую поверхность, пулю, проходящую через игральную карту, даже первые мгновения ядерного взрыва. Помимо научной ценности, у снимков был невероятный художественный потенциал, но он ученого не интересовал. Реализовать его смог Гьен Мили.
Профессору Эдгертону не хотелось ассоциироваться с миром художников, и он поделился техническими приемами с фотографом. Гьен Мили помог фотографии буквально прыгнуть в будущее. Он снимал танцоров, сумев донести до зрителей всю сложность их движений, создавал сложные работы, на которых можно было проследить, как изменяется поза человека за считанные секунды, «останавливал» своей камерой воду и бегущих лошадей.
Гьен Мили был разносторонне одаренным человеком. Он сам выучился играть на гобое, так как всегда любил музыку, занимался живописью и даже снимал кино. За фильм Jammin' the Blues (1945 год) его даже номинировали на премию Oscar. Фотограф много общался с танцорами, музыкантами и живописцами, снимая их и перенимая их легкую, виртуозную манеру.
Эксперименты, незаслуженное забвение и всемирное признание
Гьен Мили исследовал съемку со стробоскопом почти десять лет, но затем решил, что все возможное метод уже дал ему, а повторяться нет смысла. Автор стал пробовать себя в портретировании, репортажной и спортивной фотографии, экспериментировать с выдержкой, экспозицией и сюжетами. Он ненадолго стал ассистентом известного фотографа Эдварда Уэстона, а затем снова начал работать в одиночку.
С конца 50-х годов и до начала 70-х Гьен Мили был знаменит и очень востребован. В 1958 году журнал Popular Photography включил его в первую десятку лучших фотографов планеты. Ему позировали Фрэнк Синатра, Софи Лорен, великий пианист Артур Рубинштейн. Пабло Пикассо создал вместе с Мили серию знаменитых «рисунков огнем» - этой вершине карьеры была посвящена книга фотографа, Picasso's Third Dimension. Ранее вышла еще одна - The Magic of Opera (1960 год), где фото дополнял текст Мери Эллис.
С середины 70-х годов интерес к творчеству фотографа пошел на убыль - появлялись новые стили, публика уже привыкла к магии остановленного времени. Ситуация не изменилась даже с выходом книги воспоминаний автора. Он тихо прожил оставшиеся годы и умер в начале 1984 года. Только через 15 лет о нем вспомнили с должным интересом и уважением.
В начале XXI века Гьен Мили снова стал популярным. Его работы начали активно продаваться, он занял достойное место в рядах «Великой десятки» лучших фотографов двадцатого столетия. Университет MIT, где учился и работал автор, каждый год проводит фотоконкурс имени Мили и Эдгертона. Книги фотографа переиздаются и его фото продолжают дарить радость поклонникам фотоискусства.