Джон Шарковски (Thaddeus John Szarkowski) родился 18 декабря 1925 года в маленьком городке Эшленд, на севере Висконсина. Впервые мальчик начал увлекаться искусством фотографии в возрасте 11 лет.
Во время Второй мировой войны он служил в американской армии. После завершения военных действий, вернулся на учебу. В 1947 году он окончил факультет истории искусств Висконсинского университета в Мэдисоне.
История большой карьеры американского фотографа
Первой работой Джона Шарковски стала должность фотографа в Художественном центре Уолкера в Миннеаполисе. Помимо этого он служил художественным фотографом в Музее современного искусства Нью-Йорка. Первая личная выставка Джона состоялась в Художественном центре Уолкера в 1949 году.
В 1954 году Джон Шарковски получил первую из двух стипендий Гуггенхайма, спустя два года выпустил книгу «Идеи Луиса Салливана». Между 1958 и 1962 гг он пребывал в Висконсине, где получил вторую стипендию. В 1961 году был отмечен за исследования дикой природы и отношений между человеком и землей.
1 июля 1962 года Джона Шарковски назначили начальником отдела фотографии в Музее современного искусства. Эдвард Штайхен выбрал его своим преемником, что было большой честью для фотографа. На этом череда неслучайных везений не закончилась. Через год, в 1963-м, Шарковски стал единственным тайным рефери по фотографии Фонда Гуггенхайма. В том же году произошло значимое личное событие — свадьба. Фотограф женился на Джилл Ансон.
В 1973 году он начал работать в Национальном фонде искусств в качестве одного из трех членов его дискуссионной группы по фотографии.
В это же время завершается работа над книгой «Всматриваясь в фотографию». В ней автор представил обзор коллекции Нью-йоркского Музея современного искусства. Труды Шарковского до сих пор входят в обязательную программу для студентов факультета фотографии, и это очень высокое проявление признания заслуг фотографа. Существуют также другие книги Джона, в том числе и четыре тома Атгета, созданные совместно с Марией Моррис Гамбург.
Все, за что брался, Шарковски, получалось каким-то очень наполненным, фундаментальным и притягательным. Например, его работа «Глаза фотографа». В ней раскрыты основные положения современной философии фотовидения. В этой книге Джон рассмотрел, как выглядят фотографии и почему именно так. Его мнение заключалось в том, что снимки – это не воображение фотографа, не его талант или фантазия. Это фрагменты действительности, которые наглядно отражают личное видение. «Глаза фотографа» считается введением в искусство фотосъемки.
Шарковски был сторонником новаторских идей Фрэнка Райта, который выступал за функциональность и лаконичность в архитектуре. Это отношение Джон перенес на фотографию. Его работы выполнены в черно-белом цвете. На них нет большого количества деталей и персонажей. Как правило, центром фотографий становилась природа.
Вклад в науку
Помимо фотографии, Джон Шарковски занимался преподавательской деятельностью. Он читал лекции в Гарварде, Йеле и университете Нью-Йорка. С 1983 по 1989 гг был профессором в университете Корнелла. В 1990 американский новостной журнал, издаваемый в Вашингтоне, U.S. News & World Report высказался о том, что всеобщее мышление о фотографии на самом деле — мышление Шарковски, догадываемся мы об этом или нет. Так что можно смело говорить, что фотограф не шел в ногу со временем, а задавал вектор развития, которому следовали другие – это особенно ценно.
В 1991 году он уволился из Музея современного искусства, где заработал репутацию достаточно автократического человека, и стал директором Музея фотографии. На его место пришел Питер Галасси.
На пенсии Джон работал в нескольких фондах, в составе Совета директоров. Шарковски продолжал делать фотографии, в основном снимая американские пейзажи. В 2005 году он провел несколько крупных выставок в Америке. Первая ретроспектива его работ была выставлена в начале 2006 года в Музее современного искусства.
Джон Шарковски умер в 81 год после осложнений, вызванных инсультом. Смерть пришла к нему 7 июля 2007 года, в Питтсфилде, штат Массачусетс.