Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности»

227

Джон Шарковски (Thaddeus John Szarkowski) родился 18 декабря 1925 года в маленьком городке Эшленд, на севере Висконсина. Впервые мальчик начал увлекаться искусством фотографии в возрасте 11 лет.

Во время Второй мировой войны он служил в американской армии. После завершения военных действий, вернулся на учебу. В 1947 году он окончил факультет истории искусств Висконсинского университета в Мэдисоне.

История большой карьеры американского фотографа

Первой работой Джона Шарковски стала должность фотографа в Художественном центре Уолкера в Миннеаполисе. Помимо этого он служил художественным фотографом в Музее современного искусства Нью-Йорка. Первая личная выставка Джона состоялась в Художественном центре Уолкера в 1949 году.

В 1954 году Джон Шарковски получил первую из двух стипендий Гуггенхайма, спустя два года выпустил книгу «Идеи Луиса Салливана». Между 1958 и 1962 гг он пребывал в Висконсине, где получил вторую стипендию. В 1961 году был отмечен за исследования дикой природы и отношений между человеком и землей.

1 июля 1962 года Джона Шарковски назначили начальником отдела фотографии в Музее современного искусства. Эдвард Штайхен выбрал его своим преемником, что было большой честью для фотографа. На этом череда неслучайных везений не закончилась. Через год, в 1963-м, Шарковски стал единственным тайным рефери по фотографии Фонда Гуггенхайма. В том же году произошло значимое личное событие — свадьба. Фотограф женился на Джилл Ансон.

В 1973 году он начал работать в Национальном фонде искусств в качестве одного из трех членов его дискуссионной группы по фотографии.

В это же время завершается работа над книгой «Всматриваясь в фотографию». В ней автор представил обзор коллекции Нью-йоркского Музея современного искусства. Труды Шарковского до сих пор входят в обязательную программу для студентов факультета фотографии, и это очень высокое проявление признания заслуг фотографа. Существуют также другие книги Джона, в том числе и четыре тома Атгета, созданные совместно с Марией Моррис Гамбург.

Все, за что брался, Шарковски, получалось каким-то очень наполненным, фундаментальным и притягательным. Например, его работа «Глаза фотографа». В ней раскрыты основные положения современной философии фотовидения. В этой книге Джон рассмотрел, как выглядят фотографии и почему именно так. Его мнение заключалось в том, что снимки – это не воображение фотографа, не его талант или фантазия. Это фрагменты действительности, которые наглядно отражают личное видение. «Глаза фотографа» считается введением в искусство фотосъемки.

Шарковски был сторонником новаторских идей Фрэнка Райта, который выступал за функциональность и лаконичность в архитектуре. Это отношение Джон перенес на фотографию. Его работы выполнены в черно-белом цвете. На них нет большого количества деталей и персонажей. Как правило, центром фотографий становилась природа.

photographer John Szarkowski

Вклад в науку

Помимо фотографии, Джон Шарковски занимался преподавательской деятельностью. Он читал лекции в Гарварде, Йеле и университете Нью-Йорка. С 1983 по 1989 гг был профессором в университете Корнелла. В 1990 американский новостной журнал, издаваемый в Вашингтоне, U.S. News & World Report высказался о том, что всеобщее мышление о фотографии на самом деле — мышление Шарковски, догадываемся мы об этом или нет. Так что можно смело говорить, что фотограф не шел в ногу со временем, а задавал вектор развития, которому следовали другие – это особенно ценно.

В 1991 году он уволился из Музея современного искусства, где заработал репутацию достаточно автократического человека, и стал директором Музея фотографии. На его место пришел Питер Галасси.

На пенсии Джон работал в нескольких фондах, в составе Совета директоров. Шарковски продолжал делать фотографии, в основном снимая американские пейзажи. В 2005 году он провел несколько крупных выставок в Америке. Первая ретроспектива его работ была выставлена в начале 2006 года в Музее современного искусства.

photographer John Szarkowski

Джон Шарковски умер в 81 год после осложнений, вызванных инсультом. Смерть пришла к нему 7 июля 2007 года, в Питтсфилде, штат Массачусетс.

Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности» Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности» Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности» Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности» Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности» Джон Шарковски и его фотографии, как «фрагменты действительности»

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

227

Полезные статьи

Филипп Халсман: «звёздный» фотограф-портретист.
Филипп Халсман: «звёздный» фотограф-портретист.
Если подобие человека состоит из бесконечного числа различных образов, какой из этих образов мы долж ...
511
10 изображений, которые изменили курс фотографии
10 изображений, которые изменили курс фотографии
Книга Яна Гайдна Смита (Ian Haydn Smith) "Краткая история фотографии: карманный путеводитель по ключ ...
классикиистория фотографии
165
Отто Штайнерт - яркий представитель немецкой экспериментальной фотографии
Отто Штайнерт - яркий представитель немецкой экспериментальной фотографии
Отто Штайнерта по праву считают одним из известнейших европейских фотографов двадцатого столетия. Он ...
классики
467
Войти