©Alex Lukyanyonok
Каждый раз, выдвигаясь на фотопрогулку с камерой наперевес, фотограф ожидает получить снимки, на которых отразится калейдоскопом событий, сменой света и теней, а главное – прекрасной демонстрацией характеров и лиц людей, та небывалая атмосфера, которая царит вокруг.
©Mustafa Tiryakioglu
И вот тут кроется подвох – как же фотографировать незнакомцев?
Каждый, кто отправлялся в путешествия, особенно в чужие страны, наблюдал за жизнью, за людьми, сталкивался с вопросом: как успеть захватить нужный момент, зафиксировать неповторимую эмоцию, а главное – можно ли вообще снимать человека. Тут, конечно, есть разные подходы для съемки вне стен студии.
- Использование телеобъектива. С его помощью можно добиться не только малой глубины резкости, которая так приятно выглядит на снимках, но и сократить расстояние до снимаемого объекта в разы, «следить» за развитием события, не привлекая к себе внимания.
©Giuseppe Parisi
У данного метода несколько существенных недостатков. Первый же, конечно, естественное дрожание тяжелой камеры с объективом в руках. Учитывая фокусное расстояние, вес аппаратуры и длину выдержки, чаще всего будут получаться размытые фотографии, если не использовать штатив или очень короткую выдержку.
Многие, выбираясь на фотоохоту в город, предпочитают пользоваться широкоугольным объективом или даже «обычным полтинником». Прекрасный выбор, если не учитывать человеческого фактора. Не все и не всегда хотят, чтобы их фотографировали. Здесь фотограф может столкнуться с тем, что люди будут портить весь кадр своим поведением: отворачиваясь от камеры, вести себя неестественно, или даже угрожающе по отношению к вам.Выйти из сложного положения можно путем простых переговоров – спросить разрешения перед съемкой, либо же иметь в запасе визитки, на которых написано, что вы фотограф, снимаете жанр и даже можете пообещать прислать человеку получившуюся у вас фотографию по электронке, если это конечно не бедуин в пустыне – им лучше рассказать про фотожурнал.
- Перед туристической поездкой стоит ознакомиться с традициями, присущими определенной местности. Если вы задумаете съемку в племени тумба-юмба, обязательно поинтересуйтесь в Интернете – нет ли там ограничений на фиксирование внешнего облика человека. Не дай вам бог украсть у него душу через свою фотокамеру и оказаться отданным за такой проступок на заклание шаманам.
©Suroshan Udash
- Не переставайте оттачивать навыки мастерства. Никакие коммуникационные переговоры не помогут, если фотограф тратит много времени на раздумья о том, какое принять решение об использовании фокусного расстояния, про угол съемки и величину диафрагмы. Прежде, чем вы сможете практически безошибочно и почти интуитивно выставлять экспопару, тренируйтесь… на натюрмортах или цветах. Вот уж у кого не нужно спрашивать разрешения и налаживать человеческие контакты.
- Внушающий доверие внешний вид, доскональное знание собственной камеры, уважительное отношение к тем, кого снимаете – это три краеугольных камня, которые помогут вам создавать прекрасные сюжетные зарисовки, выхватывать и запоминать с помощью камеры особые моменты жизни и создавать самые невероятные по эмоциональности и глубине портреты людей.
Да! Не забывайте расслабиться и получать удовольствие от процесса!
Несколько конкретных советов для начинающих жанровиков
Где фотографировать?
- Переулки – замечательное место для съемки довольно интересных фоторассказов. Выбирайте ракурс, настраивайте камеру и ждите, пока в нужной точке не появится человек. Будьте внимательны, переулки могут быть опасны не только для вашей фототехники, но и для вас непосредственно.
©Saša Drobnjak
- Обочины дорог – обращайте внимание на припарковавшиеся автомобили с открытыми капотами. Эмоции, которые могут наблюдаться у их владельцев, вполне заслуживают внимания.
- Места встречи, которые нельзя отменить – вокзалы, городские памятники и аэропортов. Люди встречаются, люди прощаются, приходят на свидания! А вы тут как тут!
©Sii Wong
- Дороги за пределами театра – только представьте какая масса людей будет выходить после представления, что-то обсуждать и быть поглощенным в эмоции. Кто на вас обратит внимание? Тем более, если вы будете делать вид, что снимаете архитектуру.
©Christophe Debon
- Трущобы и помойки – без комментариев!
- Заброшенные дома или стройки – да-да, там тоже есть люди. Причем эти места не обязательно располагаются где-то на окраинах, куда сунуться страшно.
©Joanna Lemanska
- Митинги и протесты – с митингами и демонстрациями все понятно. Там фотографировать просто, потому что люди уже подготовлены к тому, что их могут снимать. А протесты должны держать фотографа в боевой готовности – тут-то и пригодится навык быстрой съемки и автоматического просчета экспопары.
©Christophe Debon
Когда фотографировать?
Свет – лучший друг фотографов, даже тех, кто снимает в жанре стрит-фото. Вы должны творчески подходить к процессу, знать и планировать, какой эффект на фотографии хотите получить.
От направленного света появляются резкие, очень темные и глубокие тени. Например, солнечный полуденный свет в яркую хорошую погоду или свет от уличных фонарей в темное время суток поможет вам создать красивые и эмоционально выразительные портреты или поспособствует возникновению естественного неповторимого ритма игры света и теней.
О том, "Зачем фотографу нужны тени", мы уже писали в одном из материалов.
©Kai Ziehl
Мягкий и рассеянный (сквозь тучи или утреннюю мглу) привнесет в композицию некую негу или мистику нереальности происходящего.
©Josh Sam
Тщательно продумав время и место съемки, изучив территорию, где много или наоборот – мало людей, и настроившись на «охоту», фотограф всегда будет точно знать, как правильно фотографировать.
©Epov
И о терпении…
Ждите, ждите, ждите… терпеливо ожидайте своего решающего момента, и он обязательно наступит.