У этого модификатора света есть несколько имен: софтрефлектор, портретная тарелка или просто тарелка, англоязычные страны знают эту насадку как beauty dish (красивое блюдо, или блюдо красоты).
Различаются софтрефлекторы в основном по двум основным параметрам – диаметру и по цвету внутренней отражающей поверхности. Также этот модификатор может оснащаться дополнительным тканевым рассеивателем и сотами. А теперь подробнее…
Софтрефлектор – ближайший «родственник» стандартного рефлектора, только большего диаметра и с дополнительной деталью. Чтобы свет от осветителя отражался равномерно от всей поверхности тарелки, в середине стоит дефлектор (рассекатель), который призван распределять лучи, идущие от вспышки прямо, – по всей площади софтрефлектора. Углубленная форма тарелки позволяет сделать эти лучи направленными, а специальная каемка по краю данного модификатора предназначена для установки сот, за счет которых свет распределяется более точно.
Портретные тарелки продаются трех основных диаметров – 40-41 см, 55-56 см и 68-70 см. Иногда можно найти софт-рефлектор диаметром 85 см, но это большая редкость. Стандартом считается размер 55-56 см, именно его чаще всего применяют для портретной съемки.
Для компактных фотостудий приобретают тарелки 40-41 см. Для больших студий и групповых портретов – 68-70. Тарелка 85 см уже только для профи и для специальных проектов. Например, как на картинке ниже, когда по всей видимости была необходимость осветить всю сцену и потребовался очень мощный импульсный источник.
Естественно, чем больше тарелка, тем более мягкий свет она дает, потому что каждая точка на объекте съемке освещается из нескольких точек на источнике, тени образуются не резкие, а мягкие. Это наглядно можно увидеть на рисунке, где демонстрируется, как работает свет в солнечную погоду и в облачный день. Лучи после отражения или когда проходят через облака, преломляются и начинают „свою собственную жизнь”, освещают модель со всех углов.
Исходя из этого, можно понять, что чем ближе софтрефлектор к модели, тем мягче будет свет.
Как применить теорию на практике?
Если ваша портретная съемка проходит в маленькой студии, то отодвинуть далеко тарелку не представляется возможным. Если вы не можете отодвинуться подальше от модели и нет необходимости снимать в полный рост – вы приобретёте тарелку 41 см и останетесь довольны. Логичен вопрос „насколько студия должна быть маленькой” для тарелки в 41 см?
Какой бы ни была высокой модель, ее голова все равно примерно 25-30 см высотой, вместе с плечами и грудью – не более метра. Для съемки портрета такого размера с учетом дистанции, необходимой фотографу с 50 мм объективом, студия будет 2-3 метра длиной и 1,5-2 метра шириной.
Конечно, это очень маленькая студия! Да, у некоторых, даже очень хороших фотографов, не так много денег, они снимают дома, но тем не менее, хотят фотографировать хорошими инструментами, к которым, конечно же, относится и портретная тарелка.
Но даже для небольших домашних студий фотографы часто используют тарелки стандартного размера.
Для средней студии – от 3 метров шириной и 5 длиной уже стоит приобрести софтрефлектор стандартного размера – 56 см. И, конечно же, большая студия, где можно без проблем снимать моделей в полный рост, с гордостью сможет предложить своим пользователям большой софтрефлектор.
Чаще всего софтрефлектор применяется для фэшн-фотографии молодых девушек с красивой чистой кожей. В 99% случаев его используют как рисующий свет, обычно для схемы «бабочка».
Цвет отражающей поверхности
В большинстве случаев внутренняя поверхность у софтрефлекторов серебристая, это улучшает ее отражательные способности. Но некоторые уважаемые производители еще выпускают их с белой отражающей поверхностью. О том, в чем разница у разных отражающих поверхностей, можно прочитать в статье про отражатели Как и когда надо использовать различные цвета отражателя света?
Соты для софтрефлектора
Если перед фотографом стоит задача сузить пучок света, идущего от софтрефлектора, применяются соты.
Они создают эффект прожектора, чем нередко пользуются фотографы, когда хотят воспроизвести впечатление от освещения прожектором на сцене.
Соты – дорогой аксессуар для софтрефлектора, но достаточно важный, поэтому рекомендуется приобретать их в комплекте. Софтрефлектор с сотами обойдется дешевле и наверняка все детали будут совместимы, что сделает его более надежным в применении.
Белый рассеиватель
Если на софтрефлектор надеть белый рассеиватель, получится круглый софтбокс.
Очень часто такой рассеиватель идет в комплекте к софтрефлектору. Достаточно спорная вещь в своей необходимости для профессионального фотографа, потому что может пригодиться в редких случаях. Этот рассеиватель (в англоговорящих странах „sock–носок”) убивает саму идею софтрефлектора, как направленного источника света.
Но даже если к вашей портретной тарелке не шел в наборе этот самый «носок», но вы хотите его сделать – сшейте насадку из жаропрочной ткани, так как она может подвергаться серьезному температурному воздействию.
Байонеты
С байонетом все просто! Софтрефлектор устанавливается в тот байонет, который есть на приборе. Есть софтрефлекторы со сменным байонетом (например, FALCON EYES), где задняя часть рефлектора установлена на винтах и ее можно относительно быстро поменять, заменив один адаптер другим.
Лучше всего при покупке проконсультироваться со специалистами магазина Фотогора, менеджер поможет разобраться и подберет именно то, что нужно вам!
Гели
На софтрефлектор часто устанавливают фолиевые цветные фильтры. Их крепят на рефлектор с помощью студийного тейпа, чтобы при нагревании тарелки они не отклеивались.
Про сами гелевые фильтры мы рассказывали в статье «Съемка с использованием цветных фолиевых (гелевых) фильтров».
Нюанс применения с портретными тарелками один – фильтр должен по ширине быть чуть шире, чем сама тарелка.
Будьте внимательны, иногда встречаются гелевые фильтры шириной 50 см, в то время как ширина вашей тарелки может быть 55-56 см.
Григорий Васильев, фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»