Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Азы аналоговой фотографии, часть 1-я

461

Итак, если вы решили снимать на пленку, то что из оборудования вам понадобится и какие расходные материалы для аналогового процесса нужны?

В первую очередь это сам фотоаппарат. И тут мы сталкиваемся с отсутствием в продаже новых фотоаппаратов, так как они уже не производятся. Не стоит сразу опускать руки, на Авито можно найти огромное количество подобной техники - как от совсем простых мыльниц, так и до совсем профессиональных топовых моделей. Учитывая, что мы еще только проверяем свои намерения стать пленочным фотографом на деле, стоит обратить внимание на самый бюджетный, однако достаточно комфортный и проверенный вариант камеры, имеющий полностью ручное управление, это любые камеры "Зенит" моделей: Е, ЕТ, ЕМ, ТТL, 122, 12 хр с объективом Гелиос-44. Данная техника не является верхом инженерной мысли, однако она достаточно крепкая и очень простая в управлении. Читать инструкцию, конечно, все равно придется, чтобы правильно зарядить камеру и проверить ее при покупке, но инструкцию к такому аппарату легко скачать с Интернета.  Кстати, о проверке камеры, у всех старых советских камер есть одна общая болезнь — высыхание шторного затвора. То есть затвор камеры, долго пролежавшей без дела, может работать неправильно.

Проверить «Зенит» крайне просто:

  1. ставим диск выдержек на значение «В» (смотрим инструкцию как выставляются выдержки).
  2. Взводим камеру.
  3. Открываем заднюю крышку для зарядки пленки (тоже смотрим инструкцию)
  4. Нажимаем на спуск  - первая шторка откроет затвор и вы увидите объектив.
  5. Отпускаем кнопку спуска  - вторая шторка закроет затвор.

ВНИМАНИЕ! Если шторки работают и затвор открывается и закрывается, но вторая шторка еле ползает — камера неисправна и требует обслуживания, найдите другую камеру: их в прямом смысле слова - миллионы.

Допустим, камеру мы нашли и приобрели, но для съемки нам еще понадобится пленка. И тут начинающего аналогового фотографа подстерегает еще одна проблема — как правильно подобрать пленку?  С одной стороны, это действительно сложный вопрос, особенно если у вас стоит какая-то конкретная цель в будущей съемке, так как типов пленки огромное множество и все они предназначаются для решения конкретных, иногда весьма специфичных, задач. Но для начала можно пойти двумя вполне простыми путями:

  1. Приобрести любую доступную черно-белую пленку на 36 кадров с чувствительностью 200 или 400 ISO  (продавцы помогут вам в этом вопросе). Такое решение позволит самостоятельно выполнить проявку пленки, о чем мы поговорим чуть ниже, и даже самостоятельно печатать с нее фотографии.
  2. Приобрести цветную пленку на 36 кадров, 200-400 ISO. В этом случае проявить эту пленку самостоятельно вам вряд ли удастся, так как процесс С-41, необходимый для ее проявки, весьма сложен и требователен даже для опытного фотолюбителя. После съемки мы просто отдаем нашу пленку в современную фотолабораторию и получаем на свою почту уже отсканированные кадры.

ВНИМАНИЕ! Пока у вас еще нет навыка настройки камеры, не выкидывайте упаковку от пленки: на ее внутренней стороне указаны достаточно точные настройки выдержки и диафрагмы в зависимости от внешних условий именно для вашей приобретенной пленки. Если будете ориентироваться на эти данные, вы гарантированно снимете все достаточно качественно и без ошибок — это несложно. С пленками каждый определяется сам для себя, единственная рекомендация для начинающего — это не соблазняйтесь на покупку просроченных «творческих» пленок, так как полученный результат не позволит вам понять свои возможные технические ошибки.

Первая пленка должна быть качественной и непросроченной. Если вы все-таки выбрали черно-белую пленку  и решили идти до конца, то следующая информация в этой статье как раз для вас. Проявка черно-белой пленки в действительности не такой уж и сложный вопрос, нам понадобится не очень сложное оборудование и определенная, вполне посильная ловкость рук.

Требуемое оборудование и химикаты:

  1. Проявочный бачок.
  2. Стандартный проявитель ДЛЯ ПЛЕНОК (или его аналог — подберут в магазине).
  3. Стандартный фиксаж (или его аналог)
  4. Лабораторный градусник.
  5. Бачки для хранения готового фиксажа и проявителя.
  6. Прищепка для сушки проявленной пленки.
  7. Файл со сливерами для хранения проявленной пленки.
  8. Темная комната с доступом к воде (идеально подходит ванна).

Все, что перечислено, можно приобрести в обычном фотомагазине. Не смотря на то, что пленочные камеры сейчас не производятся массово, оборудования для обработки пленки достаточно востребовано и поставляется в магазины до сих пор. Теперь сам процесс проявки, что вам собственно предстоит:

  1. Сматываем отснятую пленку в приемную катушку фотоаппарата (смотрите инструкцию к вашей модели фотоаппарата — "перемотка пленки"). Тут очень важно не перестараться и когда усилие перемотки резко ослабнет (пленка выскочит из держателя приемной катушки фотоаппарата), необходимо сразу остановиться, иначе вы замотаете конец пленки в кассету и не сможете ее потом достать для проявки. Не волнуйтесь, усилие, при котором пленка выйдет из приемной катушки аппарата, вы почувствуете сразу — пропустить невозможно.
  2. Открываем крышку и вынимаем кассету.
  3. Заходим в полностью темную комнату и заправляем пленку в катушку бачка для проявки, пленка должна лечь в спираль катушки бачка, наматывать надо будет более шершавой стороной наружу (эмульсией наружу). К проявочным бачкам тоже есть пошаговые инструкции в картинках - как пользоваться конкретно вашей моделью бачка.
  4. Как только вы намотаете пленку и закроете спираль в бачок — можно включать свет и все остальные операции проводить на свету.
  5. Далее по инструкции к проявителю заливаем его в бачок и проявляем нужное количество времени, равномерно вращая ручку бачка по указанной на нем стрелке.
  6. Сливаем проявитель в специальный бачок для его хранения и заливаем в бачек с пленкой воду для промывки.
  7. Вращаем ручку бачка по указанной на нем стрелке буквально 10-20 секунд, сливаем воду и заливаем в бачок фиксаж. В инструкции к фиксажу указано полное время фиксирования изображения (обычно от 5 до 10 минут), не забываем периодически равномерно вращать спираль бачка за ручку.
  8. Сливаем фиксаж в емкость для его хранения и промываем пленку, направив струю из-под крана в бачок с пленкой в течении 10-15 минут (температура воды для промывки должна быть 20-22 градуса)
  9. Достаем и вешаем пленку на прищепку для сушки в непыльном месте.
  10. Просушенную пленку нарезаем на отрезки по 6 кадров и упаковываем в сливеры для хранения.

Далее следует печать ваших фотографий с проявленной пленки, но это тема уже отдельных, следующих статей «Аналоговая фотопечать» и «Фотоувеличитель для увлеченных». В заключении небольшой совет — не бойтесь снимать на пленку. В пленочной фотографии нет мониторчика как на цифровой камере, но и ошибиться с настройками камеры многократно сложнее. Даже многократно недоэкспонированный или наоборот пересвеченный кадр удается напечатать достаточно качественно — цифровым технологиям даже при съемке в RAW формате такое еще даже и не снилось. Удачи вам в вашем первом шаге к аналоговой фотографии.

Автор статьи Илья Лукьянов.



Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я Азы аналоговой фотографии, часть 1-я

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

461

Полезные статьи

Как использовать двухточечную перспективу в фотографии
Как использовать двухточечную перспективу в фотографии
Существует много разных видов перспективы. В частности, в этой статье профессиональный фотограф Тама ...
теориякомпозицияархитектурная фотография
1532
Как создаются маленькие и большие планеты
Как создаются маленькие и большие планеты
Панорамная фотография способна достичь угла обзора в 360 градусов. Такое изображение трудно распечат ...
идеитеорияпанорама
113
Выдержка и диафрагма: как понимание взаимосвязи между ними помогает раскрыть возможности камеры
Выдержка и диафрагма: как понимание взаимосвязи между ними помогает раскрыть возможности камеры
Связь между настройками скорости срабатывания затвора и эффектами, которые они "вызывают", несложна ...
теория
780
Войти