Фотографа Артура Элгорта (©Arthur Elgort) знают преимущественно по его работам для американского Vogue. Однако, много лет сотрудничая с гигантом глянца, он за свою долгую карьеру успел поработать практически со всеми крупнейшими fashion-изданиями. Его выставки проходили (и проходят) в Токио, Нью-Йорке, Монако и Милане, ему позировали легендарные топ-модели - Кейт Мосс, Линда Евангелиста, Наоми Кемпбелл, Кристи Терлингтон и множество других. Но Элгорта все же называют "личным" фотографом Vogue - после того, как креативный директор американского издания Александр Либерман назвал его основателем новой эры в модной съемке.
Динамичные, легко идущие по жизни, беззаботно улыбающиеся девушки на снимках Артура были не похожи на холодных и отстраненных и "неземных" красавиц, царивших в глянце до этого. Фотограф, чье появление на fashion-сцене вызвало фурор, стал основоположником новой эстетики небрежности, подчеркивающей близость моделей к реальности (а значит - к покупателям). И при этом мало кого интересует, что за внешней легкостью скрывается тщательная и долгая подготовка к работе. Пример тому - знаменитая фотография Лиз Тейлор, прославившая фотографа в 1976 году.
На снимке девушка позирует в автомобиле с развевающимися по ветру волосами, расслабленным жестом положив одну руку на руль, а другую поднеся к лицу. Тейлор будто бы была поймана папарацци. Казалось, что фотограф просто застиг ее в момент, когда она была занята своими мыслями.
На самом деле на подготовку кадра и выбор позы у Элгорта ушло полдня, а на полу автомобиля лежал стилист, отвечавший за красиво растрепавшиеся волосы модели. Но факт остается фактом: Артур сделал глянцевые фото живее, динамичнее и естественнее и навсегда закрепил эту концепцию в fashion-фотографии.
Как говорит поклонник автора, дизайнер Майкл Корс, он при взгляде на снимок испытал что-то, похожее на откровение: мода может быть не только вычурной, чуждой обычным людям, но и "своей", и рядовые американцы могут быть частью ее.
Элгорт - не первый, кто "вывел моделей на улицы", до него мир моды уже познакомился с Францем Кристианом Гундлахом и Луизой Даль-Вульф. Но именно Артур стал тем, кто закрепил естественный подход к fashion-фотографии, официально ставший одним из ведущих современных стилей.
Гражданин мира и самый путешествующий фэшн-фотограф
Фотограф родился в 1940 году в Бруклине. Карьеру начал в родном Нью-Йорке, но сегодня работает по всему миру - от Лондона, Шанхая и Парижа до Танзании и Марокко. По воспоминаниям редактора отдела моды Vogue США, легендарной Грейс Коддингтон, Артур и она оказывались в самых экзотических местах и ситуациях. Сегодня фотограф путешествует чуть ли не больше всех его коллег по модной съемке.
Модели позировали Элгорту вместе с эскимосами в Мамонтовой пещере, 500 китайцами, занимающимися тайчи в Шанхае, и русскими художниками на московских улицах. В индийской съемке на фото попал свадебный слон, а в марокканской - маленький верблюжонок. Но одежда, в которой позирует модель, всегда в центре внимания, какие бы причудливые декорации ее не окружали - это фирменная особенность Элгорта.
Фотосъемка в экзотических местах обходится журналам в десятки тысяч долларов, и осечек допускать нельзя. Поэтому легкость и красота снимков Элгорта, за которые его любит широкая аудитория - результат жесткого планирования и невероятного уровня самодисциплины.
Фотограф всегда берет с собой камеру (любимую Leica, Rollei или Linhofs), куда бы он ни пошел. Точность и легкость, отличающая стиль Элгорта, родом из балета, которым он всегда восхищался и увлекался. По словам фотографа, это искусство, как и мода, всегда чуть исторично, в нем много от церемонии и ритуала. Кроме балета Артур любит хорошую музыку и живопись, которой он начал заниматься еще в детстве.
Фотограф из "поколения титанов"
Артур Элгорт родился в семье нью-йоркских выходцев из Восточной Европы и вырос в "Большом яблоке". Рисованию он учился в Хантер-колледже, но еще в юности понял, что его больше интересует фотография, передающая действительность. Его профессиональным учителем стал Гус Петерсон, от которого фотограф перенял любовь к естественности даже в причудливой и максимально постановочной модной съемке. В 31 год Артур стал сотрудничать с Vogue - что и продолжает делать по сей день.
Кроме лидера глянца, фотограф работал с Glamour, Mademoiselle (одним из основателей которого он был) и другими модными изданиями. С ним охотно сотрудничают и журналы из "смежных" сфер - мужской GQ, музыкальный Rolling Stones и так далее. Вместе с Патриком Демаршелье, Энн Лейбовиц и другими титанами, перевернувшими мир модной съемки в 70-х годах ХХ века, он превращал глянцевые страницы в произведения искусства.
Элгорт сотрудничал с календарем Pirelli, самыми известными парижскими домами моды, фотографировал Мадонну, Jay Z и других знаменитостей. Он был одним из первых западных звезд фотографии, которые тесно сотрудничали с русским Vogue, появившимся в 1999 году. Для него Элгорт фотографировал Михаила Барышникова, а непосредственно в России ему позировала топ-модель Наталия Семенова - знаменитые сегодня съемки проходили в Москве, подмосковном Звездном городке и Санкт-Петербурге.
Фотограф, несмотря на возраст, и сейчас путешествует от Китая до Бразилии, а также снимает документальные фильмы. Он состоялся и как писатель, выпустив книги о моде и фотографии Personal Fashion Photograph и Models Manual в 80-х и 90-х годах. Его семья также близка к миру искусства. Жена Артура - драматург, режиссер и хореограф, его дочь Софи стала фотографом. Один из сыновей Элгорта, Уоррен, работает продюсером, а его третий ребенок, Энсел - знаменитый актер.
Сам фотограф и сегодня активно работает - его манера и подход очень востребованы. Он участвует в фотопроектах любимого Vogue, сотрудничает с другими журналами и радует поклонников своего огромного таланта.