Гештальт-теория появилась примерно в 1920-х годах и объясняет некоторые способы, при помощи которых люди воспринимают собственный окружающий мир. Основная идея заключается в том, что, сталкиваясь с визуально хаотической картиной, человеческий разум упрощает ее до более узнаваемых моделей и форм. Теория гештальта дает представление о процессе распознавания образов, который происходит, когда люди смотрят на фотографии. Как только вы поймете принципы этой теории, вы сможете использовать их для улучшения композиции своих фотографий.
Несколько полезных аспектов гешталь-теории
- Близость
Пара или группа объектов, которые находятся близко друг к другу, с большей вероятностью будут восприниматься как гармоничные, нежели если они находятся далеко друг от друга. На этом портрете близость девушки и лошади предполагают тесную ментальную связь между ними. Если вам необходимо показать близость, не располагайте объекты так, чтобы их головы были на расстоянии одна от другой.
- Сходство
Объекты, которые похожи по форме, размеру или цвету, рассматриваются как гармоничные. На пейзажной фотографии три камня на среднем расстоянии друг от друга связаны близостью (предыдущий пункт) и их сходством по текстуре, цвету и форме.
- Смыкание
Разум имеет свойство дополнять формы, которых не существует. Это принцип, используемый в некоторых оптических иллюзиях, но он также применим и к фотографии. Частью навыка составления композиции является обучение распознаванию форм и построения дизайна изображения вокруг них. Принцип замыкания помогает увидеть фигуры в объекте.
Например, взгляните на пейзаж ниже. Синие колокольчики образуют сплошной цветовой блок в нижних двух третях фотографии с выразительной горизонтальной линией вдоль верха. Линия прерывается деревьями, проходящими через нее, но мы все еще ощущаем, что это непрерывная прямая линия. Разум автоматически заполняет все пробелы.
- Простота
Фотография пейзажа ниже содержит несколько линий, все из которых ведут к точке схождения на горизонте. Линии, которые находятся близко друг к другу, как кабели, свисающие с телеграфного столба, упрощаются умом, и человек в итоге воспринимает их как одну линию.
То же самое касается забора. Этот набор коротких вертикальных линий упрощается до одной длинной диагональной линии, которая следует за обочиной дороги. Человек воспринимает параллельные линии, которые расположены близко друг к другу, как одну линию.
- Продолжение
Разум предполагает, что линии в кадре простираются за пределы кадра. На пейзажной фотографии выше этот принцип помогает создать ощущение глубины (наряду с использованием широкоугольного объектива), так как визуальное восприятие говорит о том, что дорога продолжается за пределы точки схождения.
- Изоляция
Чтобы человеческие фигуры были узнаваемы, они должны выделяться. Таким образом мы можем легко их идентифицировать, даже если в кадре они достаточно маленькие.
Это полезный принцип, так как, следуя ему, вы можете включить в пейзаж маленькие человеческие фигуры для обозначения масштаба. Но важно, чтобы они не слились с фоном, иначе их будет трудно увидеть.
В этом пейзаже человек, уходящий от камеры, является темной фигурой на светлом заднем плане (тональный контраст в действии) и его легко увидеть и распознать.
- Появление
Зритель может не заметить чего-то на фотографии, когда впервые смотрит на нее, и обратить внимание на деталь после некоторого времени, проведенного за изучением снимка. Это важная концепция, потому что таким образом можно сделать фотографии более интересными, подарив зрителю что-то, что поначалу не бросается в глаза, но проявляется после продолжительного просмотра изображения.
Эдакий своеобразный способ вознаградить зрителя, который дает фотографиям постоянную силу. Например, сколько времени вам понадобилось, чтобы увидеть кота на фотографии на снимке ниже? Или голову коровы на фотографии певца вверху статьи?