Съемка моделей на подиуме - это навык, который некоторые считают само собой разумеющимся, но немногие фотографы справляются c задачей так хорошо, как могли бы. А ведь ваша работа на показе мод заключается в том, чтобы каким-то образом делать идеальные фотографии, при этом находиться в толпе с другими фотографами, затромбовавшись как сардины в банке, в темном уголке очень враждебного окружения, где большинство вещей находятся вне вашего контроля.
Прежде чем мы начнем, вспомним, что цель подиумной фотографии состоит в том, чтобы обеспечить постоянный набор качественных изображений для дизайнеров или публикаций в СМИ, освещающих событие в мире моды. Качественных!
А теперь перейдем к конкретным десяти советам (порядок значимости произвольный).
1. Принесите с собой телефотозум-объектив
Для съемки подиума требуется достаточно высокая скорость затвора, чтобы зафиксировать движущихся моделей в нужный момент их шага (совет № 6), а также свести к минимуму любое размытие от удерживания камеры практически одной рукой среди скопления всех фотографов. "Светлая" линза позволит вам открывать диафрагму до f/4 или f/2.8. Она должна быть достаточно открыта, чтобы вместить в фокусе модель во весь рост и большую часть подиума.
2. Cнимайте в ручном режиме
Даже на лучших выставках в мире освещение не полностью равномерно от одного конца подиума до другого. И иногда это делается умышленно. В любом случае, вы зависите от дизайнера освещения (или иногда от его нехватки). Это является проблемой для автоматических режимов съемки камеры, и если вы полагаетесь на них, то можете обнаружить, что настройки значительно различаются от снимка к снимку, что приводит к уйме дополнительной работы в постобработке для достижения однородности. Одной из основных причин, по которым рекомендуется снимать в ручном режиме, является необходимость целостности всех изображений.
Для того, чтобы настроить камеру для съемки показа мод, можно начать с установки скорости затвора на основе эмпирического правила для фокусного расстояния при ручной съемке. Используя объектив 70-200 мм, установите скорость где-то на 1/200. Стабилизация изображения скорее всего замедлит вашу съемку, но не стоит брать во внимание такие "неприятности". Далее необходимо, чтобы диафрагма использовалась около f/2.8 - f/4, чтобы визуально разделить задний план и модель. Можно начать с ISO 400 и поднимать его, только если у недостаточно света (читай: свет совсем отстой!).
Лучшее освещение на подиуме, которое можно встретить, позволяет снимать с выдержкой 1/200 при f/4 ISO 200, однако большинство показов не так щедры на свет. Тем не менее, если освещение приличное, можно снимать при 1/125 f/2,8 ISO 800. Если потребуется нужно больше света, у вас не будет иного выбора, кроме как увеличить ISO.
3. Приезжайте на место съемки заранее
Пока вы не будете одним из фотографов, нанятых самим дизайнером, или у вас не будет поддержки такой организации, как, например, Getty, вам придется приезжать рано, чтобы занять нормальное место для съемки. Борьба за лучшие места в конце подиума является жесткой. Время - ваш друг!
Как только вы завоюете свое место, сделайте все возможное, чтобы защитить его. Наилучшим способом является постоянная охрана, но если вам нужно уйти, попробуйте оставить какой-нибудь четкий ориентировочный знак, такой как чехол для камеры, кусок ленты с именем или, что еще лучше, просто оставьте помощника или друга занимать ваше место для надежности.
К счастью, большинство фотографов в целом уважительно относятся к чужим требованиям к пространству, но по мере приближения времени показа часто становится очень людно.
Насколько ранним является это самое "заранее"? В зависимости от качества и профиля шоу, рекомендуется прийти за 30 минут (до часа) до запланированного старта. Местному дизайнеру, вероятно, потребует меньше времени, но Victoria's Secret - значительно больше. Вы заметите, что всегда есть фотографы, пытающиеся втиснуться в конце, которых обычно приветствуют стоны и ворчание тех, кто пришел раньше. Эти опоздавшие часто вынуждены снимать с крайних углов, иногда получая в итоге больше зрителей на показе в кадре, чем самого подиума.
Так где же лучшее место? Хорошим вариантом будет расположиться по центру подиума, как можно ближе к его поверхности. Для не поднятого подиума это означает на полу, да.
4. Оставьте вспышку в сумке с камерой
Показ мод - это не место для использования вспышки. Да-да, в фильмах только вспышки и мигают на конце подиума, однако...
Начнем с самого важного: фотосъемка на показе мод обычно не является сольным занятием, а значит, вы не единственный человек, кто делает фотографии. Если каждый настраивает свою экспозицию вручную в зависимости от окружающего освещения, то все могут безопасно снимать один и тот же объект одновременно, не мешая при этом друг другу. Мир и гармония в конце подиума!
Но если хотя бы один человек начнет использовать вспышку, то любой другой, кто снимает фотографию во время ее срабатывания (поверьте, это будет почти каждый!), в конечном итоге получит испорченное переэкспонированное из-за соседской вспышки изображение. А ведь последнее, чего вы хотите, - это оказаться в тесном пространстве, окруженным людьми, которых вы только что разозлили, правда? Даже если вы считаете, что парень рядом с вами - "конкурент", будет лучше, если вы сможете каким-то образом мирно сосуществовать. Плюс, это нарушение совета № 10.
Если проявление профессионализма и вежливости по отношению к коллегам-фотографам недостаточно, или оказывается, что вы единственный фотограф на шоу (это происходит на некоторых небольших мероприятиях), вам все равно стоит подумать дважды, прежде чем использовать вспышку.
Держите еще семь причин для размышлений:
- вы уже знаете, что встроенная в камеру вспышка дает ужасный свет, не так ли?
- цветовая температура вспышки близка к дневному свету, а освещение на показах мод обычно намного теплее. Съемка в смешанном свете означает, что вы не сможете получить правильный цвет по всему кадру, независимо от того, что вы делаете, чтобы попытаться исправить это при постобработке. И почему вы должны тратить свое время на нее, пытаясь исправить положение, когда можно снимать так, чтобы этого делать не пришлось?
- сложно правильно экспонировать и модель, и задний план со вспышкой, особенно когда модель то входит, то выходит из области неравномерной освещенности. Часто получается в итоге яркая модель в кадре и мутный фон. Если вы увеличите время срабатывания затвора, чтобы получить больше света, у вас может получиться размытая модель и, снова-таки, заработает проблему смешанного освещения. Нехорошо.
- вспышка может привести к зловещему отбрасыванию тени модели на стену на другом конце подиума (так называемый "теневой монстр").
- вспышка привносит немного дополнительного веса всему фотокомплекту. Скорее всего, вы будете снимать в вертикальном положении (портретный режим), что означает, что, если вы не принесете кронштейн для вспышки (что сделает ваш комплект еще объемнее и тяжелее), вспышка будет срабатывать сбоку от камеры, а это точно не окажет благоприятного влияния на внешний вид моделей в кадре.
- вспышка перезагружается слишком медленно, чтобы воспользоваться советом №7.
5. Найдите самое лучшее место на подиуме с точки зрения освещения
Как уже упоминалось выше, вдоль подиума будет несколько мест, где освещение лучше, чем в других точках. У некоторых подиумов есть только одно такое место, у некоторых несколько. Лучшее место не обязательно является самым ярким, поскольку модель, находящаяся прямо под ярким светом, часто отбрасывает темную тень от макушки головы на лицо. Скорее, это будет место, в котором модель будет равномерно освещена с головы до ног на расстоянии, которое позволяет снимать во весь ее рост, хорошее разделение глубины резкости и пространство для потока одежды.
Ваша задача - определить это место как можно раньше на шоу, подобрать для него настройки и снять каждую модель. Если вам не удастся найти его, вы столкнетесь с целым рядом проблем: неравномерное освещение, темные тени на лице, переэкспонированное лицо или тело, обрезанные модели (фото не во весь рост) или предметы одежды (не достаточно места в кадре) и т.д.
Если же на конкретном шоу просто нет таких мест, стремитесь к тому, чтобы получить как можно более равномерное освещение головы и верхней части тела моделей.
6. Синхронизируйте свои снимки с ритмом ходьбы модели
Многие фотографы новых модных показов ждут, пока модель окажется в конце подиума и примет позу, прежде чем сделать кадр. Однако есть несколько причин, по которым следует избегать такой стратегии. Во-первых, это наиболее вероятное место для фотографов-любителей среди аудитории, многие из которых будут использовать вспышку (см. Совет № 4 выше). Во-вторых, так модель будет находиться очень близко к камере, что может привести к искажению изображения.
Если вы посмотрите на профессиональные фотографии с модных показов в Нью-Йорке и Европе, то заметите, что большинство фотографов ловят модель в какой-то момент на полпути прохождения подиума. В процессе ходьбы модели зритель видит, как одежда на ней движется и струится, однако это не всегда хорошо видно на фотографиях. Лучшие фотографы ждут и ловят моменты, когда нога модели оторвется от пола, чтобы сделать шаг.
Чтобы без труда проделывать такой маневр, нужно синхронизировать снимки с ритмом походки модели, точнее, с тем, когда ее ведущая ногам только-только прикоснется к земле. Для этого необходима некоторая практика, но советы № 7 и № 8 могут немного помочь.
7. Снимайте с короткими разрывами между кадрами
Переведите режим затвора камеры в режим высокоскоростной съемки и сделайте две или три экспозиции, синхронизированные с ходьбой модели (совет № 6) за один раз, когда она проходит через место на подиуме, которое упоминалось в совете № 5. Короткий разрыв дает вам несколько шансов поймать визуально удачный поток одежды, ногу, которая будет находиться впереди и избежать моргания глаз.
При этом, естественно, в конце шоу вам придется отсортировать намного больше фотографий, но, обычно, несмотря на то, что все они сделаны с интервалом менее секунды, в серии всегда есть одна фотография, которая будет выглядеть намного лучше, чем остальные, что делает сортировку кадров довольно быстрым процессом.
8. Используйте заднюю кнопку для фокусировки
Если модель камеры позволяет, включите кнопку на задней панели, чтобы использовать ее для фокусировки, вместо метода полунажатия затвора. Вы сможете непрерывно фокусироваться, независимо от экспозиции и уменьшите задержку между фокусировкой и захватом снимка. Если вам никогда не приходилось использовать фокусировку задней кнопкой, попробуйте это заранее, поскольку для привыкания к такому способу требуется немного практики.
9. Используйте вертикальную ручку
Вам придется держать камеру в вертикальном положении в течение длительного времени. Такая рукоятка позволяет легко справиться с задачами, удерживая камеру в портретной ориентации. В качестве дополнительного бонуса многие вертикальные ручки (так называемые батарейные ручки) также позволяют питать камеру от двух батарей вместо одной.
10. Не ведите себя как придурок
На самых популярных показах мод яма фотографов упакована так, что вам может быть немного неудобно. Точнее, может быть очень даже неудобно. Некоторые фотографы рьяно защищают свои точки для съемки и не любят, когда другие появляются в последнюю минуту и становятся впереди. Не перекрывайте поле видимости, даже если видите немного свободного места буквально под подиумом, раз вы уж явились впритык к показу.
И снова напомним: не пользуйтесь вспышкой! Если вы будете это делать, что испортите работу другим фотографом, выставите себя идиотом и наживете врагов среди коллег.
Будьте дружелюбны! Модная фотография, особенно фотография с подиума, - это маленький мир. На неделе моды вы, скорее всего, увидите тех же фотографов, что и на нескольких других показах. Будьте любезны, и наверняка кто-то поможет вам в следующий раз защитить ваше место перед шоу. В общем, совет на все времена: не ведите себя как придурок, тогда и окружающие не станут так делать.