Француз Вилли Рони (©Willy Ronis) - всемирно известный классик фоторепортажа, который входит в список наиболее уважаемых мастеров гуманистического направления в фотографии наряду с Робером Дуано и Эдуардом Буба. Известен, в первую очередь, многочисленными снимками Парижа и региона Прованс в десятилетия до и после Второй мировой войны.
Вилли Рони фотографировал простые радости повседневной жизни на улицах европейских городов, в винодельческих хозяйствах, на фабриках, в портах и кафе. Он хорошо знал и понимал своих современников, ему никогда не были чужды их надежды и ожидания. Поэтому Рони нельзя назвать беспристрастным наблюдателем с камерой - он сопереживал своим моделям и переносил на снимки их эмоции.
Начиная как автор социального репортажа и фотографируя участников общественных беспорядков и забастовок, будущий мастер фотогуманизма быстро разочаровался в гневной эстетике Народного фронта. Большая часть его работ выполнена в романтизирующем родную Францию, чуть кинематографичном стиле. Вилли Рони вошел в историю фотоискусства прежде всего, благодаря умению передавать на снимках ощущение близости к людям, запечатленным на улицах Монмартра, Неаполя или Марселя, находить в повседневности юмор, лирику и драматизм.
За свой талант он был удостоен Венецианской золотой медали, ордена и Большой премии литературы и искусства, стал кавалером ордена Почетного легиона. Британское Королевское фотографическое общество приняло его в свои ряды, а университет Уорика сделал почетным доктором. И это не говоря о более, чем 50 выпущенных альбомах и многочисленных выставках, которые проходят по сей день.
Скрипач, подмастерье, фотограф
Вилли Рони - не коренной француз. Его отец эмигрировал в Париж из Одессы, а мать была литовской беженкой. Родители появившегося на свет в 1910 году мальчика спасались во Франции от еврейских погромов. Отец Рони открыл на Монмартре фотостудию и на пятнадцатилетие подарил сыну его первую камеру - Kodak.
При этом сам Вилли не собирался идти по родительским стопам, увлекался рисованием и всерьез хотел стать профессиональным скрипачом или композитором. Он, хоть и помогал отцу с ретушированием и печатью, но считал, что фотостудия его угнетает. На ранние склонности будущего мастера фотографии повлияла мать, которая давала уроки музыки. Уже будучи признанным автором он говорил, что музыка и фотоискусство схожи как разные мелодии, сливающиеся воедино в классической фуге.
Однако, Вилли пришлось поменять свои планы. Его отец заболел раком в начале 30-х годов, и после военной службы юноша взял на себя управление студией на бульваре Вольтера и стал делать семейные портреты на заказ.
После того, как в 1936 году отец Рони умер, молодой человек полностью посвятил себя фотографии. Он продал студию и стал внештатным газетным фоторепортером, вдохновившись Альфредом Стиглицем и Анселем Адамсом. Первую его работу опубликовали в Revue Regards, после чего молодой фотограф познакомился с Робертом Капой, Анри Картье-Брессоном и Девидом Сеймуром. С конца 30-х годов Рони стал становиться известным репортером.
От репортера на забастовках до мастера фотогуманизма
В 1937-1946 годах Рони активно работал как фоторепортер во Франции, Италии и на Балканах. Он фотографировал работниц, бастующих на заводе "Ситроен", виноделов Жиронды, военнопленных, возвращающихся в Париж. В 1946 году Рони стал членом парижского фотоагентства Rapho, одновременно был членом ассоциации революционных художников AEAR и оставался приверженцем "левых" взглядов. При этом слава фотографа росла - он был первым французским автором, чьи снимки опубликовал Life, с ним сотрудничали Vogue и Le Jardin des modes, ценя за умение раскрыть в кадре естественную красоту.
Даже работая социальным фоторепортером. Вилли Рони не изменял своему творческому подходу. Он замечал на парижских улицах трогательные и забавные детали - кошку, греющуюся у плиты, детей, идущих парами за учительницей во дворе школы на рю Менильмонтан, весело болтающих официанток в кафе. Наверное, наиболее ярко талант фотографа раскрылся во время его отдыха в Провансе, вскоре после женитьбы на художнице Мари-Анне Лансио. В 1949 году Рони сделал ее случайный портрет, ставший впоследствии одной из его наиболее известных фотографий - Nu provençal.
Фото было сделано в маленьком каменном коттедже, жарким летом - Мари-Анна стояла обнаженной возле таза с водой, занимаясь стиркой. Через окно заметен сад, лаконичная обстановка подчеркивает безыскусность жизни на природе. Сам фотограф говорит, что был ошеломлен успехом снимка и удивлен ему - он сделал четыре кадра без подготовки, буквально за две минуты. В момент проявки, утверждал Рони, он почувствовал, что чудеса в творчестве существуют. Через 40 лет он сфотографировал любимую жену еще раз - уже пожилой, страдающей от болезни Альцгеймера, на фоне осеннего увядающего парка. Рони прожил с Мари-Анной 46 лет, после ее смерти 18 лет оставаясь вдовцом.
В начале 1950-х годов первый директор фотографии музея МОМА Эдвард Стейхен познакомил с творчеством французских фотогуманистов американскую публику. Рони вместе с Дуано, Брассаи и Картье-Брессоном стал известен "по ту сторону Атлантики". Он был одним из авторов знаменитой выставки "Род Человеческий", в 1957 году получил медаль на Венецианском биеннале, но в начале 60-х уехал из Парижа в Прованс, чтобы вплотную заняться преподавательской деятельностью.
Вилли Рони работал с учениками в Школе изящных искусств в Авиньоне, Марселе, Акс-эн-Прованс. Он жил в Провансе до 80-х годов, продолжая активно снимать. В 1981 году за свою фотокнигу фотограф был удостоен награды Prix Nadar, а 1983 году официально передал все свое творческое наследие Франции.
В 2000-х годах он отошел от дел, так как, передвигаясь с тросточкой, уже не мог свободно обращаться с камерой. Вилли Рони продолжал работать над книгами и альбомами, в Париже и по всему миру проходили выставки его работ до самой смерти фотографа в 2009 году.
Уйдя из жизни в возрасте 99 лет, он и сегодня остается в сердцах поклонников, а его снимки - в экспозициях лучших мировых галерей и музеев.