Несмотря на то, что передовые технологии цифровой фотографии сделали процесс фотографирования намного проще, и теперь можно мгновенно оценить (хотя и весьма приблизительно) полученный результат на экране фотокамеры, тем не менее, снимающие умудряются допускать самые простые, невероятно распространенные и чрезвычайно досадные промахи и ошибки, казалось бы, в довольно простом деле – фотографировании грибов.
Осень можно любить хотя бы за то, что в этот сезон есть возможность совместить несколько приятных занятий в одном: отдохнуть на природе, собрать грибы и заняться любимым хобби. И да! Затем похвастать своими находками, ведь грибники занимают почетное второе место по хвастовству после рыбаков.
Развитие цифровой фотографии и возможность просмотра полученных результатов сделали практику создания фотографий гораздо проще, а обучение фотографии весьма наглядным. Несмотря на это, мы все еще сталкиваемся с полными корзинами, нет, не собранных грибов, а самых распространенных ошибок, которые портят кадр фотографу.
Вот список самых ходовых ошибок, которые нельзя повторять!
- Смазывание изображения.
Одна из наиболее расхожих проблем, которая массу фотографий после фотосета делает бесполезным мусором. Нерезкость снимка выходит далеко за рамки эстетики, но нет такого фотографа, который хотя бы раз не стал жертвой этой ошибки в тот или иной момент. Есть несколько основных причин, почему происходит смазывание изображения:
во-первых, может наблюдаться проблема с фокусировкой, когда основной объект находится не в фокусе. Простые в эксплуатации «мыльницы», порой не дают понять, где сосредоточен фокус. В результате можно часто наблюдать, что в зоне резкости находится фон, а не главный объект;
во-вторых, сотрясения камеры при съемке на длинной выдержке, или дрожание руки фотографа из-за слишком неустойчивого положения сделают изображение смазанным.
Такая ошибка больше характерна, конечно, для начинающих или тех, кто абсолютно не знаком с понятием экспозиция. Спасительным может стать штатив или монопод, который для грибников гораздо удобнее в силу своей компактности и удобства при ношении, но если его нет, то фотограф обязан снимать с рук с достойным техническим качеством, поэтому нужно попробовать открыть диафрагму до f5.6-f8, увеличивая таким образом скорость срабатывания затвора, принеся в жертву глубину резкости;
в-третьих, слишком малая глубина резкости. Какой должна быть глубина резкости при съемке грибов остается важным вопросом даже для профессионалов. Из-за того, что используются высокие значения диафрагмы, которые автоматически тянут за собой больше е время экспозиции. Из-за того, что сами размеры снимаемого объекта расположены на большой площади от точки фокусировки, на фотографиях часто получается, что в резкости остается только одна небольшая (относительно всего остального) часть;
в-четвертых, маленький экранчик фотоаппарата зачастую не дает возможности определить насколько четкий получился снимок, и ошибка проявляется только на большом экране.
Одной из стратегий, помогающих получить лучшую глубины резкости, заключается в увеличении диафрагмы более чем f16, предпочтительно f20-f32 и продливать время экспозиции. Как вы понимаете, штатив или монопод в данном случае является обязательным! Так как грибы обычно растут не на солнечных полянах и чаще всего в пасмурную погоду, когда света мало.
- Следующая беда, которая подстерегает фотографа-натуралиста, может заключаться в бедственном композиционном решении. Даже грибы нужно снимать, думая! И даже в такой незамысловатой фотографии можно показать и объем, и красоту и контекст снимка, при желании можно картинкой передать запах, вкус, цвет снимаемого объекта. Если только…
…если только главная тема занимает не 1/100 всей площади снимка
…если только не фотографируется первый наконец-то попавшийся гриб, не взирая на его состояние и эстетическую красоту. За редким исключением старые грибы производят должное впечатление на зрителя.
- К разряду высококвалифицированных досадных ошибок можно отнести проведение съемки под прямыми солнечными лучами или в местах, где лежат резкие тени. Результаты такой фотосессии будут ужасны. Удивительно то, что некоторые люди продолжают делать это снова и снова, как будто наслаждаясь плохими итогами.
Простое решение состоит в блокировании прямых солнечных лучей с помощью некоторых средств: отражателем, солнце можно закрыть собой, либо использовать кофр, чтобы притенить объект съемки от прямого света. Нужно быть только немного внимательным. Через ткань может пройти некоторое количество света, тогда отразится цвет одежды. Желтая рубашка, например, при использовании в качестве блокатора, даст желтый цвет на всей фотографии.
- Цветовое разрешение. Самое неприятное может ожидать фотографа там, где меньше всего это предвидится. Например, большая часть белой поверхности ножки грибов оказывается передержанной, в то время, как темные шляпки, естественно, остаются недоэкспонированными. Самая обычная фотокамера позволяет пользователю произвести коррекцию экспозиции, когда это требуется.
- Чрезмерная зависимость от использования вспышки. Малая толика в необходимом количестве дополнительного освещения поможет вытащить некоторые «тонкие цвета». Но только в умеренном использовании! Сильная вспышка, как правило, даст красноватый оттенок изображению.
- Неправильный выбор фона. Найти хороший фон для фотографии грибов требует некоторых размышлений. Это же не предметная съемка в студии, где можно использовать прекрасный студийный фон и если не подходит тот или иной, одним движением руки можно легко его заменить с помощью системы установки фона! В лесу все гораздо труднее и проще одновременно. Гриб нельзя перенести на другое место, но можно позаботиться о том, в каком окружении он окажется на вашей фотографии. И естественный фон в данном случае лучше, чем искусственный. Очистите только сам гриб от ненужных загрязнений и позаботьтесь для масштабности, чтобы в поле зрения находились объекты понятной или стандартной величины (например, шишки, листья и т.п.)
Можно еще многое сказать и о том, что необходимо выбирать нижнюю точку съемки, чтобы находиться на одном уровне с грибом, и стремиться ловить свет, и что лучше снимать грибы в естественной среде обитания, а не срезанными в студии, но прежде всего начинающим фотографам следует усвоить то, чего делать нельзя. А дальше – дело за творчеством! Тихой вам охоты!
По материалам зарубежных источников подготовил Ф.Светогоров
Другие статьи на похожие темы