Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Светоформирующие насадки для светодиодных источников

698

Современный фотограф привык не просто контролировать светотеневой рисунок в кадре, но и управлять им. В такой нелегкой задаче основным помощником фотографа становятся дополнительные источники искусственного света. Буквально пять лет назад основным видом искусственного освещения была вспышка — накамерная или студийная. Появившиеся люминесцентные осветители требовали мощного источника питания и редко использовались как автономные. А галогеновые прожектора сами по себе плохо подходят для оперативного применения, например, в свадебной или пленэрной съемке. И вот на сцене появляется светодиод! Первые светодиодные осветительные приборы обладали рядом конструкционных недостатков и были откровенно слабыми по мощности. Но прошло буквально три-четыре года и светодиодный свет преобразился настолько, что стал повсеместно вытеснять даже импульсные приборы. В ближайшее время этот вид осветителей возможно окончательно завоюет рынок профессионального оборудования.

 

Несмотря на все очевидные плюсы современных светодиодных приборов, у них есть одна особенность, которая требует особого подхода в выборе светоформирующих насадок. Дело в том, что сам светодиод имеет достаточно узкий угол излучения светового потока. Другими словами — все светодиодные приборы светят достаточно направленным лучом.

С одной стороны, это хорошо и в ряде случаев позволяет отказаться от использования таких насадок как рефлектор для зонта. А с другой стороны, такая особенность мешает равномерному свечению поверхности больших софтбоксов или сильно вытянутых насадок, таких как стрипбокс. Также могут возникнуть определенные сложности при использовании зонта на отражение. Параболическая поверхность глубоких зонтов не сможет быть равномерно освещенной столь специфическим источником света.

Как можно исправить ситуацию и что для этого делают производители современных светоформирующих насадок? Разумеется, с зонтом проблема решается достаточно просто — можно использовать более плоские (менее глубокие) зонты. Но с софтбоксами, октобоксами и стрипбоксами дела обстоят немного сложнее. Многие производители уже начали выпуск специализированных насадок для мягкого бестеневого освещения, предназначенных для работы именно со светодиодными осветителями. Решение оказалось достаточно простым: ведь до появления светодиодов в фотографии активно применялись накамерные вспышки, а их рефлекторы также собирают весь свет в достаточно узкий луч. Именно для накамерных вспышек выпускались специальные диффузоры с обратным зеркальным отражателем в центре.


На левом изображении синей стрелкой показана не освещенная зона отражателя.

Такой диффузор устанавливался внутрь обычного софтбокса и создавал дополнительное переотражение, что кардинально перераспределяло световой поток внутри самого софтбокса. Если мы будем использовать на светодиодных приборах насадки для накамерных вспышек, то получим хорошую равномерность свечения внешнего диффузора светоформирующей насадки и как следствие - мягкое бестеневое освещение. Единственным недостатком данного решения, но недостатком серьезным, является малый размер всех насадок для накамерных вспышек. По этой причине в скором будущем стоит ожидать выпуска большого количества полноразмерных светоформирующих насадок, специализированных для работы именно со светодиодными осветителями.

Что же касается работы насадок для формирования жесткого освещения, таких как — рефлекторы, то идеальным решением выглядит применение так называемых портретных тарелок малого диаметра. Именно конструктив портретной тарелки с ее центральным реверсивным рефлектором дает оптимальное распределение светового потока от узконаправленного светодиодного источника света. Причем центральный обратный рефлектор необходимо перевернуть в обратную сторону, создав эффективную рассеивающую поверхность.

В современных складных портретных тарелках уже применяется центральный плоский диффузор, однако диаметр таких насадок велик и предназначен для создания мягкого освещения. В качестве временной меры можно использовать матовые стеклянные колпаки похожие на предохранительные колпаки для импульсных ламп. Это частично решит проблему и сформирует более эффективное распределение светового потока внутри рефлектора, однако приведет к значительным потерям в яркости освещения.


Что можно сказать в заключении. На сегодняшний деть, светодиодные источники света являются самими перспективными как с точки зрения автономности, так и функциональных возможностей для фото- и видеосъемки. Стоит учитывать, что отсутствие достаточного количества адаптированных светоформирующих насадок и плохо изученные особенности работы с подобными источниками света способны создать некоторые сложности в работе для начинающего, а иногда и опытного фотографа. Но не все так страшно. Прогресс не стоит на месте и уже сегодня такие известные производители студийного оборудования как Fotokvant, Phottix, Godox, Falcon Eyes активно предлагают свои инновационные решения в ассортименте светоформирующих насадок для светодиодного освещения.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

698

Полезные статьи

Что такое софтбокс и какие виды софтбоксов бывают
Что такое софтбокс и какие виды софтбоксов бывают
Софтбоксы – одна из разновидностей световых модификаторов. Опытные студийные фотографы знают какие б ...
студийная съемкастудийный свет
150
Для чего используется софтбокс в фотографии
Для чего используется софтбокс в фотографии
Софтбоксы - это рабочая лошадка любой фотостудии. Что такое софтбокс и почему этот аксессуар так важ ...
студийная съемкасофтбоксмодельная фотография
3356
​Полный контроль над светом с помощью Cinefoil (синефоль)
​Полный контроль над светом с помощью Cinefoil (синефоль)
Зачастую в работе фотографа или видеографа возникают ситуации, когда необходимо получить локальный с...
1028
Войти