Классическое свадебное торжество длится, как правило, с утра и до поздней ночи, и работа с освещением - серьезная задача для фотографа. Нужно понимать, как изменяется свет с момента подготовки к церемонии до приема, продумать свои действия пошагово. Джимми Чан (©Jimmy Chan), свадебный фотограф из Монреаля (Канада), подготовил подробное руководство по освещению при съемке торжеств. Он с удовольствием делится своими наработками и надеется, что его советы будут полезны всем заинтересованным читателям.
Подготовка к торжеству
Свадебная фотография, по сути - жанр совмещающий черты портретной, пейзажной и даже макрофотографии. Еще на этапе подготовки необходимо тщательно продумать, какими будут фон, свет, композиция. Делая портреты невесты во время сборов и фото платья, используйте естественный свет от окна. Он отлично подходит для мягкого подсвечивания сцены. Фотографы ограничены во времени, и нужно во всю использовать красивые утренние лучи солнца.
Пока невеста занимается прической и макияжем, сфотографируйте платье у окна. Свет, льющийся из него, может быть единственным источником, так как:
- у оконного проема большие размеры (относительно фигуры человека), поэтому оно дает мягкий свет;
- свет из окна направленный, его много, что важно для портрета;
- это постоянный источник, который отлично подходит и для съемки видео, а мягкий свет "льстит" модели;
- просто изменяя фокусное расстояние, настройки камеры и сторону, с которой вы снимаете невесту, можно получить радикально отличающиеся изображения.
Разнообразить свадебный альбом можно, попросив подружек невесты отвлечься от невесты и попозировать с платьем, висящим в оконном проеме. Мягкая подсветка сзади подчеркивает драматичность происходящего. Однако, многие начинающие фотографы ее не очень любят из-за того, что при автонастройках экспозиции фотоаппарат, пытаясь сохранить детали в светах, недоэкспонирует кадр, и на снимке видны лишь силуэты позирующих людей.
Если за окном видны нежелательные предметы - прохожие, проезжающие автомобили - "скрывате" их, сознательно переэкспонируя кадр и аккуратно выставив настройки вручную или используя компенсацию экспозиции.
Церемония
Многие профессиональные фотографы, как сам Джимми Чан, избегают использования вспышки во время свадебной церемонии. Если она происходит в церкви, соборе, официальном учреждении, это может быть вообще запрещено. В любом случае, стоит приехать на место чуть раньше и сначала узнать, разрешено ли использовать вспышку. В темной церкви с очень высокими потолками она может быть вообще бесполезна - невозможно полностью осветить тридцатиметровый свод собора. Отключив вспышку, вы получите более интересный результат - но для этого придется приложить усилия.
На улице снимать тоже непросто. Редкая пара назначает церемонию на закатные "золотые часы" с самым благоприятным светом. Фотографу приходится делать все возможное, чтобы красиво подать главные моменты под ярким прямым солнечным светом. Мы не можем влиять на природу, но можем изменить экспозицию. Нужно учиться работать с резким, прямым освещением, меняя положение и настройки камеры.
Портретная съемка
У невест и фотографов есть небольшой секрет: они хотят, чтобы в день свадьбы светило солнце, но сами недолюбливают его яркие лучи. Летом от них жарко, сложнее выглядеть красиво и делать хорошие снимки. Модели щурятся на солнце, резкие тени "разрубают" лица людей, стоящих близко друг к другу (а жених с невестой, как правило, позируют именно так).
Наиболее "безопасный" вариант - поставить пару между объективом и нашим главным источником тепла и света, используя Солнце в качестве контрового источника. Золотистые лучи, пронизывающие волосы, фату невесты, окутывающие платье будут выразительно контрастировать с темным фоном - деревьями, зданиями. Выразительный и популярный сюжет - силуэты на фоне яркого солнца. Правильно подсвечивая моделей, вы выделите их на фоне остальных деталей композиции.
Если день пасмурный, свет смягчается, и работать легче. Сделать тусклое освещение интереснее можно фотографируя людей около воды. Экспериментируйте с разными фокусными расстояниями, положениями тела моделей. Например, согнутая и отведенная от бедра рука невесты подчеркнет талию, сделает позу менее формальной. Отдельная большая тема - групповые фото, ее нужно изучать подробно и тщательно.
Вечерний прием
Организаторы свадеб и администраторы банкетных залов помогают фотографу, украшая место проведения торжественного приема. Как и в соборах, в залах для торжеств сложно использовать вспышки. Джимми Чан часто работает с тремя источниками: двумя на стойках в противоположных углах помещения и одним накамерным. Вечерний прием - хорошая возможность отточить навык работы со вспышкой. Начните с одной, затем добавьте вторую и несколько следующих поочередно.
Если вам не нравятся контрастные, драматичные тени, направьте свет на скатерть. Он отразится и красиво подчеркнет лица гостей. Четко, узко направленная подсветка, вторая вспышка выделят невесту и жениха, тогда как остальные присутствующие будут недоэкспонированы (для этого подойдет насадка-сота). Третий источник можно использовать для отражения света от потолка, чтобы на фото хорошо получились предметы.
Во время первого танца уместен перекрестный свет - вспомогательный, освещающий сцену сзади, и накамерный, к потолку. Учтите: направляя вспышку прямо кверху, вы рискуете. Свет отразится непосредственно на модель, и у нее появятся темные круги под глазами, как у енота. Чтобы не испортить снимок, слегка отклоните вспышку, например, на 45 градусов - и поверните влево или вправо. Это даст мягкий и направленный свет, с которым легко работать. Скорость затвора лучше устанавливать ближе к 1/200 с и замедлять, если нужно больше освещения.
Джимми Чан предпочитает выставлять все настройки вспышек вручную и использовать мощность от 1/64 до 1/128, если источники света расположены близко к объекту съемки. Для танцпола мощность выставляется в промежутке от 1/16 до 1/32, а для направленного освещения используются соты. Мощность накамерной вспышки зависит от высоты потолков и расстояния до объекта и варьируется от 1/4 до 1/32. Также фотографу приходится приспосабливаться к искусственному свету на танцплощадке. Ди-джеи, включающие неон или другие "сложные" лучи, вынуждают недоэкспонировать кадр и использовать накамерную вспышку, чтобы контролировать сцену.
И еще немного советов
После того, как ключевые моменты засняты, не стоит собирать сумки и уходить. Удивите пару и реализуйте свой творческий потенциал - попробуйте фотографировать глубокой ночью. Даже если у вас есть всего одна вспышка, можно получить много интересных снимков.
Например, сделайте классическое фото с подсвеченными темными силуэтами. Чтобы тени не исказили фигуры, поставьте позирующих молодоженов на небольшом отдалении друг от друга. Можно экспериментировать с композицией, максимально затемнив фон и установив единственную вспышку за объектами.
Макрообъектив или специальная насадка помогут сфокусироваться на кольцах или других мелких предметах. Чтобы фото вышло резким и качественным, делайте снимки на F/11 или даже F/16, используйте сотовую грид-насадку и боковую подсветку (не накамерную). Фронтальная вспышка с той же насадкой и чуть больше света хорошо работают для снимков на фоне ночных городских огней.
Можно нарушать правила, направляя вспышку прямо на моделей, подсвеченных бенгальскими огнями, экспериментировать и совершенствоваться с каждым днем, но помните - технические навыки все же второстепенны.
Нужно передать ощущение и эмоции важнейшего дня в жизни молодоженов, сохранить их счастье на снимках. Пусть правильное освещение, которое вы создадите, поможет в этом.