Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Рембрандтовское освещение

783

Фотографы-портретисты, вероятно, знакомы с освещением в стиле Рембрандта, если вы посещали уроки по свету или читали на эту тему. Или же вы могли использовать этот специфический тип портретного освещения в своих работах и даже не осознавали этого. 

Что такое Рембрандтовское освещение?

Рембрандт Харменс ван Рейн принадлежит к группе так называемых голландских мастеров. Он писал во многих жанрах, но нас в первую очередь интересуют его портретные работы, и в том числе его многочисленные автопортреты.

Рисунок 1. Автопортрет Рембрандта

Автопортрет художника, показанный на рисунке 1, прекрасно демонстрирует нам "рембрандтовское освещение". Вот его наиболее характерные черты: как правило, это неяркие изображения с размытым фоном (и преобладанием темных тонов), в то время как свет точечно направлен на лицо примерно под углом от 45 до 60 градусов. Свет также располагается над объектом под углом примерно в 30 градусов.

Безусловно, числовые значения в градусах могут послужить хорошей отправной точкой для исследования этого стиля, но вам, скорее всего, придется настроить эти данные под себя и свои конкретные задачи.


Портрет Германа Думера, 1640 г.

Такое размещение источника света создает широкую полосу света на одной стороне лица, в то время как другая сторона получает небольшое треугольное световое пятно под глазом, часто называемую «бликом Рембрандта» или «рембрандтовским треугольником».


"Блик Рембрандта" на портрете Иоганна Втенбогарта, 1633 г.

Глаз над треугольником может быть освещен меньше или больше в зависимости от предпочтений, но блик от источника света должен быть виден.

 

Старик в красном, 1652–1654 гг.

В итоге портреты выглядят достаточно формально, но, в то же время, им присуще особенное настроение.


Рисунок 2. Для этого портрета актрисы Элизабет Дональдсон использовалась установка с одним источником света

Этот прием использовался столетиями и популярен по сей день как один способов создать драматический образ. Его легко воплотить с точки зрения освещения: в большинстве случаев требуется только один источник света, как показано на рисунке 2. Имея это в виду, давайте посмотрим, как создать этот стиль освещения.

Настройка освещения
Прежде всего, начнем с одной вспышки в круглом софтбоксе Phottix Raja 65 (66 см). Нужно установить объект примерно в 1 метре от темного фона и направить источник света к камере слева под углом примерно 55 градусов, как показано на рисунке 3. Этот источник света будет установлен выше высоты объекта на несколько десятков сантиметров - это зависит от того, насколько далеко свет находится от объекта. Конечно, это только базовое размещение, впоследствии его можно настраивать, чтобы добиться нужного вам эффекта.


Рисунок 3. Базовая схема размещения света, камеры и объекта

На рисунке 4 вы можете увидеть как располагается модель относительно серого муслинового фона.


Рисунок 4. Базовое расположение объекта

На рисунке 5 показан вид с точки зрения модели. Мы можем наглядно видеть, как размещаются источники освещения в базовой настройке. Фотографу бывает полезно поставить себя на место объекта. Это поможет понять точку зрения объекта на съемочную площадку, а также даст возможность проверить, правильно ли выставлен источник света.


Рисунок 5. Вид с точки зрения модели

После того, как все будет поставлено на свои места, быстрое тестовое фото подтвердит, правильно ли вы разместили источники света. Цель - добиться контрольного треугольника света под глазом. В качестве альтернативы, если моделирующий свет на стробоскопах достаточно яркий, а другие источники света в комнате выключены, вы можете увидеть эффект в режиме реального времени. В зависимости от полученного результата вы можете изменить положение источника света или объекта.

Примечание. Для иллюстрации для этой статьи были использованы студийные вспышки с моделирующим светом, но они не очень яркие. Вместо того, чтобы выключать верхний свет, были сделаны пробные снимки. Если вы работаете со вспышками с ярким моделирующим светом или снимаете с непрерывным освещением, вам могут и не понадобиться пробные снимки.

На рисунке 6 показан первый пробный снимок, а затем результат после настройки положения источника света. Кадр слева снят довольно близко, но нужно сделать треугольник света под глазом более ярко выраженным. Для этого необходимо переместить источник света ближе к правой стороне модели.


Рисунок 6. Слева исходное изображение, изображение справа - после изменения положения источника света

Выпустить свет
Если ваша цель состоит в том, чтобы сделать фон максимально темным, необходимо отодвинуть объект достаточно далеко от фона (иначе свет зальет фон), и также воспользоваться сотами для софтбокса.

Соты помогают предотвратить распространение света от источника на фон. Многие из примеров для этой статьи, такие как рисунок 6, были сняты на фоне средне серого муслина с использованием сот для софтбокса, в результате чего получился глубокий чернильно-черный фон.

На рисунке 7 показана та же сцена, но без сот на источнике света. Фон здесь не освещен, но он виден и помогает определить форму плеч и головы. Можно изменять его яркость, располагая объект ближе или дальше от фона, если вы работаете с одним источником света.


Рисунок 7. Без сот на софтбоксе фон стал видимым, но все еще приглушенным

Соты также хороши тем, что не дают свету рассеиваться на другие области самого объекта. Стиль Рембрандта часто выглядит сдержанным и драматичным, и точечное освещение может только усилить эффект. На рисунке 8 фотография была сделана с помощью софтбокса с мелкими сотами. На полученном изображении видны только голова, шея и верхняя часть плечей модели.


Рисунок 8. Мелкие соты и портретная тарелка позволяют немного размыть изображение

Не только для портретов крупным планом

До этого момента иллюстрациями к статье служили только портреты крупным планом. Однако эту установку можно использовать даже для полноразмерных изображений. На рисунке 9 показано использование рембрандтовского освещения для портрета в полный рост.

Освещение на лице модели абсолютно четко дает желаемый треугольник под правым глазом. Сильное боковое освещение, присущее рембрандтовскому свету, также подчеркивает текстуру платья, а также позволяет вуали почти исчезать в темноте слева от камеры.


Рисунок 9. Изображение в полный рост

Вариации рембрандтовского освещения

Принимая во внимание то, что мы уже знаем к этому моменту, можно добавлять и некоторые другие параметры. Для изображения на рисунке 10 было добавлено заднее освещение головы модели, чтобы придать форме четкость. Свет находится достаточно далеко позади от головы модели, чтобы не падать на лицо и не влиять на освещение.


Рисунок 10. Добавлено освещение за головой модели и справа от камеры

Световой блик сзади хорошо очерчивает фигуру, не портя общего настроения и тона снимка.

Блики Рембрандта можно использовать как с точечным освещением, так и с широким, в зависимости от того эффекта, который вам нужен. Широкое освещение — это когда освещенная сторона лица обращена к камере. На рисунке 11 мы видим большую часть левой стороны лица модели, в то время как правая сторона ее лица отвернута от камеры.


Рисунок 11. Пример широкого освещения

Изображение на рисунке 10 является примером мягкого точечного освещения, так как светлая сторона лица модели повернута от камеры. По сути, это не точечный свет, но все же считается таковым. Имейте в виду, что точечное или широкое освещение может больше зависеть от положения камеры, чем от источников света.

На рисунке 12 модель демонстрирует очень точечное освещение. Оно настолько узко направленно, что нос ломает линию правой щеки - многие фотографы-портретисты считают это табу.


Рисунок 12. Пример точечного освещения

Хотя нарушение линии лица не всегда выглядит хорошо, стиль Рембрандта в сочетании с очень точечным освещением создает в данном примере нечто уникальное.

Итог
Важно вооружиться знаниями о методах освещения и о том, как их создавать. Сложно придумать лучший способ стать лучше в установке света, чем подражать популярным стилям, таким как бликам Рембрандта. Поняв, как создавать различные стили освещения, вы также научитесь изменять их в соответствии с вашими потребностями и стилем. Как только вы изучите и отработаете приемы, подобные этому стилю освещения, вам не придется тратить много времени на установку хорошего света.



ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

783

Полезные статьи

Что нужно для студийной фотографии
Что нужно для студийной фотографии
Большинство фотографов мечтают о своей фотостудии. Краткое руководство от Чада Вензосы (Chad Verzosa ...
студийная съемкапортретстудийный светкак фотографировать
1232
Романтический пейзаж. Розово-фиолетовое великолепие
Романтический пейзаж. Розово-фиолетовое великолепие
Есть что-то нежное в виде этого единственного цветка в море романтического розового цвета, как симво ...
идеиlove storyкак фотографировать
456
Пленочная фотография: начало начал
Пленочная фотография: начало начал
Сегодня некоторые фотографы считают пленку прерогативой хипстеров, пытающихся выглядеть круто, но дл ...
как фотографироватьпленочная фотография
938
Войти