Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Что такое обратное правило в фотографии?

502

Вы знаете, как можно делать четкие фотографии без использования штатива? У многих получаются размытые изображения, зачастую связанные с дрожанием камеры при спуске затвора. К сожалению, это может происходить и из-за неправильного положения рук на фотоаппарате, и от вибраций затвора, которые могут вызвать серьезные затруднения или же вообще стать неразрешимой проблемой.

Что такое обратное правило в фотографии?

В этой статье пойдет речь о наиболее распространенной причине дрожания камеры: выдержка ниже допустимой при ручном удерживании камеры. Фотограф Назим Мансуров (Nazim Mansurov) объясняет простыми словами эмпирическое обратное правило, которое может значительно увеличить шансы на получение четких фотографий, если у вас нет штатива под рукой.

Что такое обратное правило в фотографии?

Снимок, сделанный при удержании камеры руками, по обратному правилу. Sony A7R + FE 35 мм f/2,8 ZA @ 35 мм, ISO 100, 1/40, f/11

Что такое обратное правило?

Из-за того, что мы, люди, физически не можем быть абсолютно неподвижными, особенно когда держим в руках что-то увесистое, наши движения могут вызвать дрожание камеры и в итоге привести к размытию изображений. Основная предпосылка обратного правила состоит в том, что выдержка вашей камеры должна быть как минимум обратно-пропорциональна эффективному фокусному расстоянию объектива. В этом легко разобраться на примере.

Скажем, вы снимаете с помощью зум-объектива на полнокадровой камере. Правило гласит: если вы фотографируете на 80 мм, ваша выдержка должна быть установлена ​​как минимум на 1/80 секунды, тогда как если вы используете приближение, скажем, на 400 мм, ваша выдержка должна быть как минимум 1/400 секунды. Использование таких быстрых выдержек должно предотвращать размытие при дрожании камеры. Почему же?

Поскольку существует прямая корреляция между фокусным расстоянием и дрожанием камеры - чем длиннее фокусное расстояние, тем больше вероятность сотрясения камеры. Если вы используете телеобъектив, то наверняка уже заметили, как трясется видоискатель при увеличении фокусного расстояния по сравнению с наименьшим. Так выходит потому, что движение камеры увеличивается при больших фокусных расстояниях.

Что такое обратное правило в фотографии?

Красные пунктирные линии, представляющие потенциальный предел того, как может трястись камера, когда ее держат в руках, имеют гораздо меньший размах при 80 мм, чем при 400 мм. Это потому, что дрожание камеры увеличивается с увеличением фокусного расстояния

Размытие из-за дрожания камеры – это НЕ размытие из-за движения объекта

Важно отметить, что размытие, вызванное дрожанием камеры, сильно отличается от размытия от движения (когда объект быстрее, чем заданная выдержка затвора) - обычно это размытие ВСЕГО изображения, в то время как размытие от движения имеет только объект или его часть, остальное же изображение выглядит резким. Также важно отметить, что обратное правило применимо только когда камера удерживается руками - если же она закреплена на устойчивой опоре, то такие быстрые выдержки не требуются.

Эффективное фокусное расстояние

Если у вас есть камера с сенсором меньшего размера, чем 35 мм/полнокадровая (и у большинства зеркальных фотокамер начального уровня и беззеркальных сенсоры меньшего размера), сначала вы должны рассчитать эффективное фокусное расстояние, также известное как "эквивалентное поле зрения", умножив фокусное расстояние на кроп-фактор. Поэтому, если вы используете, например, объектив 80–400 мм на камере с коэффициентом кадрирования 1,5x и снимаете при 400 мм, минимальная выдержка должна составлять не менее 1/600 секунды (400x1,5 = 600).

Примечания и исключения

Хотя это обычно это правило называют "обратным", оно само по себе не является правилом - это просто указание по минимальной скорости затвора, чтобы избежать размытия из-за дрожания камеры.

Следует помнить, что скорость затвора влияет на дрожание камеры от ряда различных переменных.

  • Эффективность того, каким образом вы держите руки на камере: если у вас плохая техника, правило взаимности может не сработать, и вам, возможно, придется все-таки использовать более высокие скорости затвора. Оборудование и объективы различаются по размеру, весу и своим габаритам, поэтому вам может понадобиться использовать специальные приемы, в зависимости от того, что конкретно вы снимаете.
  • Разрешение камеры: нравится нам это или нет, разрешение цифровых камер увеличивается, и увеличение количества пикселей, помещенных в одно и то же физическое пространство, может сильно повлиять на то, насколько резким изображения получаются при 100% увеличении. Камеры с более высоким разрешением будут заметно хуже переносить дрожание камеры, нежели их аналоги с более низким разрешением. Поэтому, если вы имеете дело с камерой с высоким разрешением, вам может потребоваться увеличить скорость затвора до более высокого значения, чем предлагает это правило.
  • Качество объектива / резкость: у вас может быть камера с высоким разрешением, но если она не соответствует высокопроизводительному объективу с большой резкостью, вы не сможете получить в итоге четкие изображения, независимо от того, насколько большой будет скорость затвора.
  • Размер объекта и расстояние: при съемке крошечной птицы с большого расстояния, если требуется передать каждую деталь ее пера в кадре, обычно необходима более высокая скорость затвора, чем рекомендовано в соответствии с обратным правилом, особенно, если объект должен быть резким при 100% увеличении (на уровне пикселей).
  • Стабилизация изображения: является основным фактором и объясняется отдельно - см. ниже.

Стабилизация изображения

Обратное правило не работает, если ваш объектив или камера поставляются со стабилизацией изображения (также известной как "подавление вибраций" или "компенсация вибраций"), поскольку она эффективно уменьшает дрожание камеры за счет перемещения внутренних компонентов объектива или датчика камеры. Поскольку реализация и эффективность стабилизации изображения зависят от ряда факторов, включая технологию производителя, стабилизацию изображения в объективе и в камере, эффективное использование технологии стабилизации и других факторов, ее влияние сильно варьируется от камеры к камере и от объектива к объективу. В некоторых случаях обратное правило просто не применяется.

Применение обратного правила: Авто ISO

Многие из современных цифровых камер оснащены действительно удобной функцией Авто ISO, которая позволяет камере управлять ISO в зависимости от условий освещения. Некоторые реализации Auto ISO довольно просты, позволяя конечному пользователю указывать только минимальное и максимальное значение и практически не контролируя минимальную скорость затвора. Другие будут иметь более продвинутые функции Auto ISO, позволяющие указывать не только пределы значений, но и минимальную выдержку, которая должна быть до изменения ISO. Например, Nikon и Canon имеют одну из лучших Auto ISO в своих современных цифровых зеркальных фотокамерах - в дополнение к вышеупомянутому минимальная выдержка может быть установлена ​​на Авто, что автоматически установит выдержку, исходя из обратного правила.

Что такое обратное правило в фотографии?

Можно также уменьшить или увеличить минимальную скорость затвора относительно взаимного правила. Например, фотограф Назим Мансуров на свой Nikon D750 может установить минимальную скорость затвора на Авто, а затем изменить ее, выбрав значение Faster, что удвоит скорость затвора в соответствии с правилом. Поэтому, если он снимает, скажем, с фокусным расстоянием 100 мм, фотокамера автоматически увеличивает ISO только тогда, когда выдержка будет ниже 1/200 секунды. И если фотограф использует стабилизированный объектив и хочет, чтобы у камеры была бОльшая минимальная выдержка, он меняет значение в сторону Slower, уменьшив тем самым минимальную выдержку, руководствуясь обратным правилом.

Практикуйтесь, но не забывайте изучать собственное фотооборудование, прежде чем выходить на фотоохоту.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

502

Полезные статьи

Что такое «медленная синхронизация вспышки» и почему ее не нужно бояться
Что такое «медленная синхронизация вспышки» и почему ее не нужно бояться
Медленная синхронизация вспышки является одним из тех технических фототерминов, которые звучат пугаю ...
синхронизациятеориякак фотографировать
2306
О фотографиях — хороших и не очень
О фотографиях — хороших и не очень
Сколько мегапикселей нужно, чтобы получить хороший снимок? А какой нужен зум? А какой фотоаппарат? В ...
идеиистория фотографиикомпозиция
1192
Что такое "стоп" экспозиции в фотографии?
Что такое "стоп" экспозиции в фотографии?
В фотографии «стоп», или «ступень» — понятие довольно распространенное но многие понимают его неправ ...
теорияэкспозицияISO
11628
Войти