Портретное освещение изучать непросто, если под рукой нет модели. После прочтения статей и просмотра видеоуроков по постановке света вы будете взволнованно искать человека, с которым можно попрактиковаться. Но как только у вас наконец появляется человек перед камерой, из вашей головы все вылетает, вы забываете всю ту информацию, которой были перегружены, и чувствуете себя глупо перед своей "моделью". Знакомо?
Разочаровываться и сдаваться нельзя ни в коем случае. Мы предлагаем вам бюджетный вариант изучения правил освещения, когда нет настоящей модели.
Тренироваться в базовой технике портретного освещения вы можете с игрушками, чтобы обрести уверенность перед дальнейшим фотографированием людей, пока не почувствуете себя достаточно комфортно. Когда вы поймете основные принципы портретного освещения, ваша уверенность возрастет, вы сможете продолжать изучать новые методы и совершенствовать свои навыки.
Выбор правильной игрушки
Но игрушку нужно выбирать правильно. Во-первых, вам понадобится игрушка с человеческой фигурой, чтобы те навыки, которые вы приобретете, могли легко использоваться при фотографировании реальных людей. Попробуйте найти фигурку с ярко выраженными чертами лица, чтобы получать реалистичные тени.
Во-вторых, у вашей игрушки должна быть текстура. Это важно, потому что это поможет вам увидеть, как свет влияет на объект съемки. Когда свет попадает на текстурированную поверхность, он создает блики и тени, которые помогают проявиться портрету. Каждый, кто находится перед вашей камерой, будет иметь свою текстуру (волосы, кожа и одежда).
Использование фонарика (жесткий источник света)
Качество света определяется такими параметрами, как жесткость или мягкость. Общее правило заключается в том, что чем меньше источник света, или, чем ближе он расположен к объекту съемки, тем более жестким будет свет. Из этого следует, что получатся глубокие и четкие тени. И чем большего размера будет источник света, чем дальше он будет от модели, тем мягче будет свет. Тут разница между тенями и бликами будет намного менее интенсивной.
Начнем с использования фонарика в качестве жесткого источника света, так будет проще разобраться с основными схемами освещения. На каждом из примеров ниже рассмотрены направление света и то, что происходит, когда фотограф перемещает свет.
- Фронтальное освещение
- Рембрандт-освещение
- Боковое освещение (Side/split)
- Контурное освещение (Edge light)
- Свет сзади (силуэт)
- Свет снизу
Фигурка Супермена стояла на одном месте, а источник света перемещали вокруг нее. Первое изображение показывает, как расположен источник света по отношению к фигурке, а второе – это сам портрет.
Фронтальное освещение
Рембрандт-освещение
Это классический образец освещения, названный в честь художника Рембрандта. Расположите источник света так, чтобы он попадал на ваш объект под углом 45 градусов. Это все еще немного выше уровня глаз.
Боковое освещение (Side/split)
Контурное освещение (Edge light)
Задняя подсветка
Это похоже на контурный световой эффект, за исключением того, что свет находится прямо за объектом съемки. Если бы источник света был больше (например, закатное небо), эффект выделенного силуэта был бы явственнее. Но темный фон создал очень таинственный образ для этого сдержанного портрета.
Свет снизу
Чтобы получить драматический портрет, источник света был помещен к ногам фигурки и направлен на лицо. Такое освещение иногда называют "освещением монстров".
Использование окна (мягкий источник света)
Теперь, когда вы увидели, как можно использовать жесткий свет, давайте рассмотрим те же методы с более мягким освещением. В этом случае вы не сможете перемещать источник света (окно), поэтому придется перемещать объект относительно него.
- Фронтальное освещение
- Рембрандт-освещение
- Боковое освещение (Side/split)
- Контурное освещение (Edge light)
- Свет сзади (силуэт)
- Свет снизу
Фронтальное освещение
Рембрандт-освещение
Боковой свет
Контурный свет
Свет сзади/силуэт
Креатив
Поскольку фотограф не работал с реальным человеком, он чувствовал себя комфортно, экспериментируя с разным креативным освещением. Чем больше он расслаблялся и чем дольше тренировался, тем больше начинал замечать интересные варианты освещения.
Блики на столе служили источником подсветки, создавая силуэт. Свет из окна стал контурным источником света, обрисовывая его верхнюю часть тела и выделяя на темном фоне.
Это светлая фотография при краевом свете от окна сверху. Фотограф обрезал окно и использовал радиальный фильтр в Lightroom, чтобы получить тонкий всплеск теплого света в верхнем левом углу фотографии.
Два источника света
Блики на столе от окна на заднем плане. Окно служит источником подсветки, который создал силуэт. Фотограф снова включает фонарик, чтобы немного осветить лицо фигурки. Наконец, он повернул тело фигурки больше к фонарику, чтобы осветить грудь, и при этом повернул его лицо назад к камере, чтобы создать эффект разделения света.
Заключение
Переход от практики с игрушками к фотографированию реальных людей может быть все еще немного некомфортным, но, по крайней мере, у вас уже будет некоторый опыт. Просто сосредоточьтесь на одной вещи за раз. Используйте окно, чтобы создать мягкий свет. Или попробуйте выполнить эффектное фото с разделением света, используя внешнюю вспышку.
Как только вы освоитесь с основными вариантами освещения, которые были рассмотрены, вы сможете практиковаться с более продвинутыми методами.