Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Понимание конструкции объективов: что должен знать каждый фотограф

72

Фотография — это не только искусство, но и наука — и особенно это проявляется в конструкции объективов. За каждым чётким снимком стоит сложная система стеклянных линз, оптических покрытий и инженерных решений, которые вместе формируют путь света к сенсору. Понимание того, как устроен объектив — какие элементы, группы, покрытия и механизмы задействованы — не только придаёт глубину пониманию техники, но и помогает делать осознанный выбор оборудования, которое отвечает творческим и техническим задачам.

Даже если вы не технарь — прочитайте эту статью хотя бы из любопытства.

Оптические схемы объективов — не просто сухая физика, а результат 150 лет инженерного поиска, изобретений и красоты в точных расчетах. Эти классические формулы лежат в основе всех современных объективов — от смартфона до дорогой оптики. Это уважение к тем, кто шаг за шагом построил основу визуального мира, в котором мы живем.

1. Что такое оптические элементы?

На базовом уровне объектив — это корпус (труба), внутри которого находятся отдельные оптические стеклянные элементы:

  • Выпуклые (convex, выпирающие наружу),
  • Вогнутые (concave, загнутые внутрь),
  • Могут быть односторонними (мениск, плано-выпуклая/вогнутая) или двусторонними (двояковыпуклая/вогнутая).
  • Другие виды.


Каждая линза спроектирована так, чтобы преломлять свет особым образом. В результате свет проходит через несколько элементов, чтобы:

  • исправить аберрации,
  • обеспечить резкую фокусировку,
  • минимизировать искажения


2. Что такое группы?

Элементы в объективе объединены в группы — это сборки из одного или нескольких стекол, функционирующих как единое целое.

Группы бывают:

  • цементированными: когда стекла склеены между собой,
  • через воздушный просвет: когда отдельные линзы расположены с зазором.

При фокусировке или зумировании группы с воздушным просветом обычно движутся. Чем больше групп, тем сложнее конструкция — это отражается на массе, стоимости, оптической производительности. Однако большее число групп не всегда означает лучший объектив — важно, какие решения и компромиссы заложены в оптической схеме

На изображении показана разобранная модель: Zeiss Otus 55 mm f/1.4. Дизайн из 5 элементов в 5 группах.

3. Оптические формулы, которые изменили всё: Ахроматический дублет, Триплет Кука, Tessar, Double Gauss/Planar и Sonnar

Современные объективы представляют собой сложные оптические системы с дюжинами элементов, управляемыми с высокой точностью. Однако их корни уходят в классические оптические схемы — инженерные решения, появившиеся ещё в XIX и начале XX века. Именно эти решения заложили основы того, как линзы управляют светом, балансируя между тремя главными вызовами: искажениями, резкостью и хроматической аберрацией (цветовая окантовка).

Давайте рассмотрим несколько таких исторически значимых конструкций, которые повлияли на оптику.

Ахроматический дублет

Принцип действия: лучи разной длины волн фокусируются в одной точке, устраняя цветовую окантовку.

Одним из первых значимых достижений в оптике стал ахроматический дублет — система из двух линз, изготовленных из разных типов стекла: обычно кронглас на основе боросиликатного стекла с добавками оксидов натрия, кальция и т.п.) и флинтглас на основе оксида свинца или бария и цинка. Такая комбинация позволила скорректировать хроматическую аберрацию, которая проявляется в виде цветных ореолов по краям объектов.

Главная идея дублета — заставить лучи разной длины волн (красные, зелёные, синие) сходиться в одной фокусной плоскости, тем самым устраняя "радужные" артефакты, свойственные ранним объективам. Несмотря на простоту, этот принцип до сих пор используется в некоторых современных оптических группах.

Триплет Кука

В 1893 году инженер Деннис Тейлор разработал новую трёхэлементную схему, известную как триплет Кука. Она включала: переднюю двояковыпуклую линзу, центральную двояковогнутую, и заднюю двояковыпуклую.

Такое решение обеспечило гораздо более точную коррекцию сферических и хроматических аберраций, чем дублет. Более того, эта конструкция стала одной из первых, способной одновременно корректировать все пять аберраций Зейделя: сферическую аберрацию, кому, астигматизм, кривизну поля и дисторсию.

Тейлор пришёл к триплету, экспериментируя с концепцией нулевой суммарной оптической силы (ΣΦ ≈ 0), что позволяло сохранить плоское поле фокусировки, разнесённое на три элемента. Воздушные зазоры между линзами также играли роль в общей коррекции.

Триплет Кука стал настоящим прорывом и основой для множества будущих объективов. Он широко использовался в камерах XX века благодаря своей простоте, эффективности и превосходному качеству изображения при умеренных диафрагмах.

Его конструкция стала настолько универсальной, что её вариации применялись практически всеми ведущими производителями:

  • Zeiss — Triotar
  • Meyer-Optik — Trioplan, Domiplan
  • Steinheil — Cassar, Cassarit
  • Leica — некоторые версии Elmar
  • Schneider-Kreuznach — Radionar

Кроме того, триплеты оставались популярными в объективах для крупноформатной фотографии, а их упрощённые версии до сих пор встречаются в современных смартфонах.

4. Дальнейшее развитие оптических схем.

Tessar

Разработана Паулем Рудольфом (Zeiss) в 1902 году, имеет 4 элемента в 2 группах

Благодаря компактности и простоте, Tessar часто называют «орлиным глазом» — резкие центры, умеренное размытие по краям.

Популярна в карманных фиксах 35 мм камер (Rollei 35, Minoxar, Olympus mju) и даже в среднеформатных TLR от Yashica и Minolta

Ограничена светосилой (обычно до f/2.8), но сохраняет хорошую резкость при скромной стоимости

Tessar предлагает компактный и недорогой вариант с хорошей резкостью в центре, но уступает на крайних участках кадра.


Double Gauss / Planar

Основана на двойной гауссовой схеме, впервые описанной Карлом Гауссом в 1817 году, улучшена Зейсом (Planar) в 1896 и 1930-х

Конструкция: 6–7 элементов в 4 группах (пара положительных менисков + центральная отрицательная группа)

Позволяет делать светосильные объективы (f/2, f/1.4), сохраняя низкие аберрации, прямолинейность и плоское фокусное поле

Является основой популярных «нифти-фифти» (50 мм f/1.8), обеспечивает отличную резкость, низкую дисторсию и приятное боке

Planar/Double Gauss — это классика светосильных объективов, обеспечивающая сбалансированное качество, особенно после введения просветляющих покрытий.

Sonnar

Создана зон Бертелем и впервые выпущена Zeiss в 1932 году — 6 элементов в 3 группах, позднее — 7 элементов в 3 группах, светосильные варианты f/1.5–f/2.

Меньше стекло–воздушных переходов, что обеспечивает высокий контраст и низкую засветку при отсутствии просветляющих покрытий.

Подходит для портретной и телеоптики, славится приятным боке и компактностью при большой светосиле

Sonnar ценят за контраст и боке — отличное решение для портретной съемки.

Конструкция объектива — это не просто цифры (элементы/группы), а перемещение света как инженерное и художественное решение. От классики (Triplett, Tessar, Planar, Sonnar, Biogon, Retrofocus) до современных технологий (асферы, ED/флюорит, плавающие группы, стабилизаторы, покрытия) — всё направлено на одно: получать лучшие результаты при реальных съёмках.

Чем глубже вы понимаете, как объективы работают, тем точнее сможете выбрать инструмент под свой стиль: будь это пейзаж, портрет, стрит-фото или видео.

Если нашим читателям будет интересно продолжение, мы с удовольствием расскажем о:

  • Об оптических схемах Distagon и Biogon для широкоугольной оптики и о ретрофокусных схемах для зеркалок;
  • Просветляющих покрытиях и их влиянии на контраст и цветопередачу;
  • ED и флюоритовых стёклах, снижающих хроматические аберрации;
  • О подвижных группах в современных зум-объективах
  • Системах автофокуса и стабилизации, конструкциях типа CRC и Floating Element;
  • Асферических элементах и их роли в уменьшении оптических искажений.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

72

Полезные статьи

Фотография со скоростью света
Фотография со скоростью света
«Скорость — это движущая сила журналистики. Скорость, скорость, скорость. Поезд, телеграф, самолет,...
фоторепортажистория фотографиипленочная фотографиячерно-белое
398
Редкая конная фотостудия XIX века выставлена ​​на аукцион
Редкая конная фотостудия XIX века выставлена ​​на аукцион
Передвижная фотостудия, которую с 1850-х годов возили на лошадях по английскому побережью, будет выс ...
88
История защитной крышечки для объектива в картинках
История защитной крышечки для объектива в картинках
Ни у кого нет сомнений, что объектив надо защищать. Одним из самых первых видов защиты объектива был ...
обзор фототехники
212
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера