Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов, чем может показаться

536
Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

NIKON D800E + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 0,6 секунды, f/16,0

Какую диафрагму никто, как правило, не любит, и уж точно не будет рекомендовать использовать? Правильно - f/16! Обзор за обзором показывают плачевные результаты работы объектива при диафрагме f/16. Они зачастую даже хуже, чем при широко открытой. Как утверждает народная мудрость: "любой уважающий себя фотограф дойдет разве что до f/11".
Спенсер Кокс - фотограф-пейзажист, получивший международное признание и награды за свои снимки, делится взглядом на использование диафрагмы f/16 в ландшафтной фотосъемке.

При открытии диафрагмы на f/16 проявляется чувствительно дифракция: световые волны изгибаются и мешают друг другу, когда проходят через диафрагму. Это означает, что фотографии на f/16 получаются не настолько резкими, как могли бы быть.

На диаграмме показаны уровни дифракции, которые можно ожидать при различных значениях диафрагмы, вплоть до безрассудной f/32 (увеличьте изображение, чтобы более четко увидеть различия).

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

Сравнение дифракций

О какой потере резкости идет речь с f/16? Чтобы взглянуть на вещи объективно, взгляните на следующий график. Это объектив Nikon 20mm f/1.8G - резкий объектив, популярен среди пейзажных фотографов.

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

Как видно - резкость по центру с этим объективом хуже всего при диафрагме f/16. Резкость в углу чуть лучше; f/16 превосходит показатели f/1.8 и f/2, однако они все равно хуже, чем все, начиная с апертуры f/2.8 и выше.

Кажется, будто диафрагма f/16 не особенно отличается полезными функциями. Однако есть пару важных моментов.

Во-первых, не обращайте внимания только на максимальные значения резкости. Посмотрите на согласованность резкости по всему кадру – на разницу между центральной и угловой частью. Хотя диафрагма f/2.8 в целом более резкая, чем f/16, ее использование не очень удачное; несоответствие между центральной и угловой резкостью слишком велико - и будет достаточно, чтобы проницательный зритель это заметил.

Во-вторых, лучшая диафрагма на Nikon 20mm f/1.8, принимая во внимание как целостность, так и общую резкость - это f/8, даже если центральная резкость выше в случае трех других размеров. Вы можете утверждать, что f/5.6 - лучшее значение диафрагмы в целом, и это справедливо для общих чисел, но дополнительная резкость в центре кадра на f/5.6 не обязательно предпочтительнее, если из-за этого углы в сравнении визуально заметно ухудшаются.

Общеизвестно, что f/16 является шагом назад по качеству изображения по сравнению с большинством других значений. Но это не значит, что вы должны ее избегать в пейзажной съемке! Помимо отличной целостности от угла к углу, f/16 стоит использовать еще по одной важной причине: из-за глубины резкости.

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/100, f/16,0

Допустим нужна максимальная четкость переднего и заднего плана на фотографии, сделанной с помощью Nikon 20mm f/1.8. Вы сфокусированы на расстоянии 6 футов/2 метра, а ближайший объект на фотографии находится на расстоянии 3 фута/1 метр (поскольку вы оптимально следовали методу удвоения расстояния).

Какую диафрагму нужно использовать в этом сценарии, чтобы максимизировать резкость переднего и заднего плана?

Слишком широкая диафрагма ведет к потере резкости, потому что недостаточно ее глубины, в то время как слишком узкая компенсирует увеличенную глубину резкости, добавляя слишком много дифракции. Хотя, математически, есть ответ - в этом случае, это f/13.

Это намного меньше, чем думает большинство людей. 20-миллиметровая линза обладает большей глубиной резкости по сравнению с более длиннофокусными объективами, и фокусировка на расстоянии двух метров – это не совсем чокнутое решение. Тем не менее, чтобы максимизировать резкость переднего и заднего плана, f/13 - действительно хороший вариант.

Если ваш ответ в этом случае - f/8, вы потеряете около 17% от максимально возможной резкости как на переднем, так и на заднем плане. Если вместо этого вы все же решите использовать f/16, то потеряете только около 5% (рассчитывается с использованием диаграмм Джорджа Дувоса.

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

NIKON D810 + 70-200 мм f/4 @ 100 мм, ISO 64, 0,4 секунды, f/16,0

Расчет смещается еще больше в пользу f/16, когда вы используете длиннофокусные объективы. Но что будет, если использовать вместо 20, скажем, 35-мм объектив, что также является популярным вариантом для пейзажной фотографии?

С этим фокусным расстоянием f/16 будет работать на отлично, когда фокусировка производится на общепринятом расстоянии в 3-4 метра. И она будет оставаться рабочей, даже если вы сосредоточены на объекте, который находится на расстоянии 10 метров. Потеря резкости будет приблизительно 7% по сравнению с идеальной апертурой f/12.

Многие фотографы используют 35-миллиметровый объектив для пейзажной фотографии и неумышленно выбирают f/8, полагая, что так получится лучшая резкость. Но, если вы не сфокусируетесь на расстоянии порядка 15 метров, f/8 не даст самых четких фотографий. Зато меньшая диафрагма с этим справится.

Вот почему диафрагма f/16 настолько крута!

Зачастую фотографы не понимают, насколько мала глубина резкости, которую они могут получить при f/4; f/5.6 или даже f/8. Множество из них получает размытые углы даже на предполагаемой "самой резкой" диафрагме на объективе. Причина? Углы объективов просто не в фокусе.

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

NIKON D800E + 35 мм f/1,8 @ 35 мм, ISO 100, 1,3 секунды, f/16,0

Спенсер не утверждает, что диафрагма f/16 сама по себе резкая. Но, если вы фотографируете трехмерную сцену и хотите получить четкое изображение спереди назад, очень часто (а, возможно, и большую часть времени) f/16 будет более удачным выбором диафрагмы, чем f/4 или f/5.6.

Фотография, сделанная с хорошей техникой на f/16, все еще имеет некоторые проблемы с резкостью. Конечно, есть дифракция, но она не настолько велика, чтобы испортить снимок. (Если ваше изображение слишком размыто на f/16 для крупной печати, проблема связана не с дифракцией.) Наиболее вероятными причинами недостаточной резкости фотоснимка являются, безусловно, ошибки при фокусировке и размытость от движения.

В самом деле, если вас изводят ошибки фокусировки, использование f/16 может существенно помочь, чтобы увеличить резкость. Дополнительная глубина резкости их сглаживает (а также некоторые проблемы в работе с объективами, например, кривизна поля), чтобы добиться лучших результатов, чем вы могли бы получить в противном случае. В некотором смысле, это сводит к минимуму вероятность, что что-то может пойти не так в вашей пейзажной съемке.

Нелюбимый f/16 гораздо полезнее для пейзажных фотографов

NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 185 мм, ISO 100, 0,8 секунды, f/16,0

Тем не менее, Кокс определенно не рекомендует использовать f/16 как диафрагму по умолчанию. Все зависит от конкретной сцены. Спенсер утверждает, что если бы ему нужно было выбрать одну-единственную "лучшую диафрагму" для дневной пейзажной работы, он все равно скорее склонился к f/11, чем к f/16.

Однако в любом случае фотограф убежден, что все "ужасы" f/16 слишком раздуты. И если ваш передний план находится близко к объективу или вы снимаете пейзажи с помощью телеобъектива, маленькие диафрагмы поспособствуют качеству изображения гораздо больше, чем навредят ему.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

536

Полезные статьи

Что такое динамический диапазон камеры, и в чем может быть выгода для фотографа?
Что такое динамический диапазон камеры, и в чем может быть выгода для фотографа?
Динамический диапазон является одним из многих параметров, на которые обращают внимание все, кто пок ...
теория
8904
Четыре правила композиции для пейзажной съемки
Четыре правила композиции для пейзажной съемки
Я никогда не был особым поклонником «строгих правил» или «руководящих принципов» в фотографии, но ду ...
пейзажкомпозиция
1270
Шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме
Шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме
Одно из первых понятий, которые узнает человек, когда начинает серьезнее относиться к процессу фотог ...
фотография для начинающихтеория
2546
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера