Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века

1630

Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) без малейшего сомнения можно отнести к легендам фотографии. Она была первопроходцем в огромном количестве областей — первой женщиной, снимавшей на боевой операции, первым западным фотокорреспондентом, допущенным к работе в СССР. Ее работы хранятся в американской Библиотеке Конгресса, а также многочисленных музеях — Бруклинском, Кливлендском. Один из сделанных ею снимков размещен на американской почтовой марке, а ее автобиография стала мировым бестселлером.

Практически ровесница ХХ века (фотограф родилась в 1904 году), Маргарет Бурк-Уайт стала свидетельницей ключевых событий столетия — прихода  нацистов к власти, вступления СССР в войну, признания независимости Индии и разделения Кореи на два государства. Ей, по свидетельству всех очевидцев, очень нравилось рисковать. Элемент открытия всегда был для нее важнейшим в творчестве, и она утверждала, что никогда не повторялась и не переснимала материал.

Благодаря выдающейся смелости, напору и профессионализму Маргарет Бурк-Уайт непрерывно работала в опаснейших точках мира и показывала их своей широкой аудитории. Она была первой женщиной, с которой работал журнал LIFE, и действительно фотографировала жизнь — где бы ее ни наблюдала. У Маргарет Бурк-Уайт была способность выделять главное в происходящем «по ту сторону камеры» и передавать через фото свое отношение. Ее снимки очень наполненные, законченные. Это своеобразные рассказы, вызывающие точно рассчитанный эмоциональный отклик у зрителей.

Photo by Margaret Bourke-White

Передавая визуальные впечатления, фотограф выстраивала композиционно сложные кадры с «многослойным» смыслом. На переднем плане была понятная зрителю картинка. Но на ней, если присмотреться, можно заметить глубину и большее содержание. Маргарет Бурк-Уайт ставила инновационные опыты в фотожурналистике и всегда оказывалась в нужном месте вовремя.

Жизнь до Второй мировой войны

Маргарет Бурк-Уайт — коренная нью-йоркская жительница. Она появилась на свет в Бронксе, ее отец был инженером, а мать — домохозяйкой с невероятно прогрессивными для начала ХХ века взглядами. Родители поддерживали увлечения дочери, помогали ей развивать самостоятельность. Проведя детство в Нью-Джерси, Маргарет поступила в колумбийский университет, где стала обучаться герпетологии. Однако она быстро поменяла свои взгляды, когда открыла для себя фотоискусство.

Photographer Margaret Bourke-White

Девушка сменила несколько учебных заведений, прежде чем остановилась на Корнеллском университете, который закончила в 1927 году. Двумя годами ранее она вышла замуж, но брак не оказался прочным и единственным для нее. На протяжении жизни у Маргарет было несколько мужей. В 1928 году пара уехала в штат Огайо, и девушка смогла найти работу по профессии. Кливлендская Otis Steel Company сделала ее своим промышленным фотографом. Через год она уже работала в Fortune.

В начале 30-х годов Маргарет Бурк-Уайт впервые приехала в Советский Союз, где фотографировала промышленные объекты «большой стройки». Благодаря резонансу, который вызвали ее снимки, творчеством фотографа заинтересовался LIFE. Она стала первой женщиной в штате, а осенью 1936 года ее снимок попал на обложку. Это был кадр со строительства дамбы Форт-Пек, который потом напечатали на марке.

Photo by Margaret Bourke-White

Фотограф начала активно путешествовать по США и Европе. Она даже работала в Германии после прихода Гитлера к власти и сделала много портретов нацистских лидеров. В 1939 году Маргарет Бурк-Уайт опять вышла замуж — за писателя и журналиста Эрскина Колдуэлла. В соавторстве с мужем она написала книгу о жизни юга США в годы Великой депрессии, а затем  поехала вместе с ним в СССР. Поездку запланировали на май 1941 года.

«Снимая русскую войну»

Маргарет Бурк-Уайт — единственный не советский фотожурналист, присутствовавший в Москве в начале Великой отечественной войны. Ее поездка совпала по времени с германским нападением и эвакуацией из столицы. Маргарет пробыла в СССР до сентября 1941 года и за четыре месяца собрала уникальный по редкости и событийной ценности фотоматериал. О своем путешествии она написала книгу «Снимая русскую войну», где собраны самые интересные снимки и видение происходящего глазами человека Запада. После публикации через год после путешествия фотограф стала еще более известной.

На момент поездки в СССР запретили работу заграничных фотожурналистов, поэтому поездку не афишировали, и сама возможность съемки ставилась под сомнение. Маргарет и ее муж смогли добиться выезда в американском госдепартаменте, сделали советскую визу для въезда, и рассказали о путешествии лишь немногим знакомым, среди которых был и редактор LIFE. С журналом и CBS была подписана договоренность о будущих публикациях — если их удастся сделать.

На подготовку фотограф потратила практически месяц. Она научилась ремонтировать фотокамеру, понимая, что при поломках помочь будет некому. Маргарет собрала почти 300 кг оборудования — больше трех тысяч ламп для вспышки, пленку, 22 объектива, пять фотоаппаратов и полную фотолабораторию для печати и фотохимической проявки. Большая часть багажа отправили морским путем через Гонконг.

Photographer Margaret Bourke-White

Пара тоже добиралась в Москву «окольным путем» — через Китай и Казахстан, на самолетах и автомобилях. Приехав в столицу в мае, Маргарет смогла добиться разрешения на съемку. Его выдали, благодаря тому, что женщина уже посещала страну, а также при поддержке влиятельных знакомых, среди которых был и писатель Евгений Петров. Его познакомили с Маргарет Бурк-Уайт во время поездки в Америку вместе с Ильей Ильфом.

Несмотря на теплый прием и даже специально организованный Эйзенштейном показ «Александра Невского», работать было сложно из-за политической обстановки. Американское посольство уже готовило граждан США к отправке из Москвы. Хотя иностранцам запретили покидать столицу, Маргарет Бурк-Уайт удалось на время уехать. В начале июня она отправилась в ознакомительное «турне» по Кавказу и Украине. Американскую пару сопровождал Евгений Петров. Возвращаясь, они узнали о начале Великой Отечественной.

В столице вернувшуюся пару уведомили об эвакуации американцев и предупредили о возможных авиабомбардировках. Но фотограф и ее муж не воспользовались последним шансом и отказались от единственной пары мест в уходящем поезде. Маргарет Бурк-Уайт удалось сделать уникальные кадры первых дней войны — эвакуацию детей на север и в среднюю Азию, камуфляж Манежной площади, первую бомбежку и авианалет, работу художников над агитационными плакатами.

Photo by Margaret Bourke-White

Покинув Москву в сентябре, Маргарет Бурк-Уайт не закончила работу над хроникой войны. В 1945 году она опять пересекла океан, сопровождая генералитет США в поездке по Германии. Она была в Бухенвальде, фотографировала выживших заключенных возле колючей проволоки, выстраивая драматичные композиции. Камера, по словам самой Маргарет, позволяла ей уберечься от ужаса и становилась психологическим барьером, облегчавшим работу в концентрационном лагере.

Photographer Margaret Bourke-White

Работа после 1945 года

После войны фотограф выпустила еще одну книгу о ней и переключилась на другие значимые проекты. LIFE направил ее в Индию, где в 1946 году развернулась борьба за независимость и конфликт с Пакистаном. Корреспондент сделала много фото Махатмы Ганди, в том числе сразу после его убийства. Несмотря на просьбу не снимать, она не смогла упустить момент и сделала кадр, после чего ее с возмущением прогнали.

В конце 1940-х годов вместе с американскими войсками фотокорреспондент побывала в Южной Африке и фотографировала там шахтеров и происходящие события. В 50-х годах она вела фотохроники в Корее, где началась война, приведшая к разделу страны. Там Маргарет сделала один из самых знаменитых и неоднозначных снимков — фото отрубленной головы военнопленного, на фоне казнившего его палача.

В 50-летнем возрасте фотографу пришлось приостановить работу из-за диагностированной у нее болезни Паркинсона. Она не сдавалась, проходя физиотерапию и хирургические операции. В 1963 году вышла ее автобиография, ставшая очень популярной. Последние годы Маргарет прожила в своем коттедже в штате Коннектикут, где и умерла в 1971 году, оставив фантастическое фотонаследие — свидетельство ее таланта, смелости и преданности профессии.

Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

1630

Полезные статьи

Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи
Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи
Имя Евгения Халдея известно, безусловно, всем профессиональным фотографам и критикам. Однако, широки ...
классики
1081
18+. Может ли фотография повлиять на общество и его сознание
18+. Может ли фотография повлиять на общество и его сознание
Способность искусства воздействовать на коллективное сознание и через него изменять мир, поистине чу ...
современникиклассикипсихология фотографии
479
Что такое динамичное построение кадра в китайском исполнении
Что такое динамичное построение кадра в китайском исполнении
Если вы до сих пор не можете разобраться, что такое динамичное построение кадра, самое время ознаком ...
идеи
141
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера