Визуальный вес - это композиционный прием, используемый в фотографии, чтобы привлечь внимание к фокусной точке. Визуальный вес на фотографиях зависит от ряда факторов, которые вы можете использовать, чтобы усилить фокус, и создать баланс в изображении.
Фотограф-профессионал Крейг Халл (Craig Hull) расскажет о концепции композиционного веса в фотографии. Все подробности в материале.
Симметричный баланс веса
Симметричные баланс веса также известен как «формальный баланс». Это наиболее очевидный способ компоновки изображений. В отличие от правила третей, в данном случае вы располагаете самый важный элемент прямо в центре кадра. Большинство изображений с симметричным балансом веса будут в горизонтальном формате - это упрощает отображение симметричных элементов.
Элементы в снятой сцене не обязательно должны быть идентичными. Если они достаточно похожи по внешнему виду, они уже будут казаться сбалансированными. Им просто требуется одинаковое ощущение веса и присутствия.
Асимметричный баланс веса
Асимметричный вес или баланс часто называют «неформальным балансом».
Следуя «правилу третей», вы обнаружите, что таким образом легче скомпоновать свое изображение - это может придать ему гармонию.
Такая композиция способна дольше задерживать внимание зрителя. Это обусловлено тем, что она попросту часто кажется более интересной, чем «лобовое» размещение объекта в середине кадра.
Элементы, расположенные далеко от центра, будут казаться визуально тяжелее. Большой объект в сцене рядом с центром фотографии можно уравновесить меньшим объектом, расположенным ближе к краю кадра.
Второстепенные точки фокусировки дают зрителю возможность взглянуть еще на что-то, направляя его взгляд по сцене. Они должны иметь меньший «вес», чем основной объект, чтобы вызвать дополнительный интерес, не отвлекая внимание.
Если вы чувствуете, что сцена несбалансированна, поместите один или несколько второстепенных объектов в оставшееся пространство. Например, на изображении выше в композицию удачно бы вписалась птица или самолет в негативном пространстве.
Большая область негативного пространства может уравновесить более мелкие объекты с одной стороны. Негативное пространство, по сути, действует как большая форма.
Баланс веса по размеру
Вы обнаружите, что размер - один из лучших способов достижения сбалансированной композицию. Размер для нас, людей, относителен. Большие вещи обычно ближе к нам, а мелкие - дальше. Манипулируйте этой идеей в кадре.
Само собой разумеется, что более крупные объекты имеют больший вес, нежели более мелкие. Естественно, зритель видит их первыми или в любом случае проводит больше времени, глядя на них. Для такого баланса сделайте главный объект самым большим объектом. Вы можете сделать это, используя перспективу и сокращая расстояние между вами и основным объектом.
Баланс цвета и насыщенности и веса
Смелые яркие цвета выделяются больше, чем насыщенные, следовательно, имеют больший визуальный вес в композиции. Всплеск цвета на простом однотонном фоне больше привлечет внимание зрителя. Это позволяет организовать изображение, акцентируя внимание на одном или двух объектах.
Цвета могут дополнять друг друга. Таким образом, использование конкурирующих или контрастных цветов может помочь сделать изображение более интересным. Наличие похожих цветов рядом друг с другом поможет плавно перейти от одного объекта к другому. Это позволяет зрителю дольше оставаться вовлеченным в кадр.
Баланс тона и контраста
Тон и контраст играют огромную роль в фотографическом процессе. Глаза естественным образом притягиваются к наиболее контрастной области изображения: самой светлой области, самой темной, самому яркому цвету и т.д. в зависимости от сцены.
Более темные объекты имеют больший вес, чем более светлые. Тени и темные объекты также могут отвлекать от основного объекта. Если это так, просто перекадрируйте снимок и при необходимости сделайте еще одну фотографию.
Тон и контраст особенно важны в черно-белой фотографии, поскольку цвет не имеет значения. Обратите внимание на участки с высокой контрастностью. Попробуйте запечатлеть темные объекты на светлом фоне или наоборот.
Хорошо иметь некоторые детали в негативном пространстве, чтобы заинтересовать зрителя.
Баланс веса текстуры
Человек ищет глазами узоры и текстуры и фокусируется на них в кадре. Они представляют из себя визуальный феномен и становятся сильными, естественными точками интереса. Сильные текстуры помогают поддерживать изображение, уравновешивая объект, расположенный не по центру.
Тем не менее текстурированный фон может отвлекать внимание зрителя от основного объекта. Это композиционный инструмент, который может помочь в других композициях. Например, изображение ниже обозначает концептуальный баланс веса, поскольку идея на изображении может рассматриваться как контраст природы против искусственности.
Форма как переднего, так и заднего планов должны сочетаться друг с другом. Помните, что гладкие участки кадра будут казаться светлее, чем участки с более «тяжелой» текстурой.
Фокусный баланс веса
Фокус - это лишь один из способов форсировать и привлекать внимание зрителя к области или объекту в кадре. Элементы в фокусе будут иметь больший визуальный вес.
Глубина резкости или дифференциальный фокус - мощный инструмент для удаления нежелательных областей сцены. Лучше всего то, что области вне фокуса по-прежнему дают интересную текстуру в кадре. Они могут даже повторять то, что находится в фокусе: это позволяет глазам зрителя двигаться взглядом дальше, когда они находят сфокусированный объект.
Баланс веса светлого и темного
Светлые и темные области - очень мощные инструменты в фотографии. Каждое изображение представляет из себя смесь светлого и темного, белого и черного. Более темное изображение может помочь создать мрачную атмосферу, тогда как более светлое может создать более мягкое и невинное ощущение.
Более темные области привлекают взгляд зрителя к более светлым. Вы можете использовать эту технику, например, для естественного обрамления. Можно даже совместить с более концептуальной идеей, такой как свет и тьма, означающие условные добро и зло.
Баланс веса ведущей комнаты
«Ведущая комната» (Lead Room) - это понятие в фотографии, обозначающее композицию, в которой вы оставляете пространство перед взглядом фотографируемого объекта. Это позволяет зрителю видеть, что человек смотрит куда-то, а не упирается в конец кадра. Зритель ожидает увидеть немного пространства впереди человека, иначе снимок может вызвать определенное напряжение, что не способствует балансу.
Если вы чувствуете, что изображение неуравновешенно, включите объект, на который человек будет смотреть.
Концептуальный баланс веса
Концептуальная идея, от которой отталкивается композиция, может быть очень сильным инструментом. Сопоставление разных концепций может создать историю или интерес за счет контраста идей.
На изображении ниже мы видим несколько ступенек и мальчика внизу, смотрящего на первую. Для него это вызов, который необходимо преодолеть целенаправленно, с усилием и смелостью. Две противоположные идеи уравновешивают друг друга.
Заключение
В конце концов, когда вы оцениваете композицию своего снимка или фотографий, которыми восхищаетесь, обращайте внимание на то, кажется ли она сбалансированной. Постарайтесь определить, какие элементы имеют наибольший визуальный вес. Часто можно изменить баланс, просто обрезав или клонировав отвлекающий элемент.