Американка Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham) входит в список ключевых фотографов начала и первой половины ХХ века. Она прожила 93 года, пройдя путь от пикториализма и экспериментов с мужской обнаженной натурой до съемки урбанистичных, промышленных объектов и природных форм. Настоящая слава пришла к ней только в середине 60-х годов, хотя наиболее значимые, определяющие свои работы фотограф создала двумя, а то и тремя десятилетиями ранее.
Имоджен Канингем была абсолютно независима как художник, но, как истинный фотограф ХХ века, меняла направления, стили и подходы под влиянием исторического контекста и изменений в фотожанре. При этом она не подстраивалась под тенденции, а создавала их с помощью яркого и самобытного таланта.
Историки фотографии относятся к фигуре Имоджен Каннингем довольно прохладно, описывая ее как резкую, своенравную, острую на язык и непримиримую личность. Будучи, по-видимому, безразличной к собственной репутации, она не пыталась понравиться критикам, а просто занималась тем, что интересно - исследовала новые жанры, училась и преподавала, участвовала в выставках и растила детей (в браке с Роем Патриджем она родила троих сыновей).
Фотограф входила в известную творческую группу Сан-Франциско F/64, которую, вместе с семью другими фотографами и основала. Участники стремились к четкости изображения, его жизненной, документальной подлинности и активно использовали модернистские формы в фотографии. И до, и после недолгого существования группы Имоджен Каннингем экспериментировала и с другими жанрами.
Детство, обучение в Дрездене и ранний этап творчества
Фотограф, родившаяся в 1883 году в семье образованного фермера из Орегона, получила имя в честь одной из героинь Шекспира. Много лет спустя в честь Имоджен назовут кратер на планете Меркурий, но в детстве мало что говорило о будущей известности. По выходным девочку водили в художественную школу, а с фотографией она познакомилась в юности, еще в 1906 году сделав свой фотопортрет. Для снимка девушка позировала обнаженной, не придавая ни малейшего значения осуждению общества. Свою первую камеру, впрочем, она продала приятелю, потеряв интерес после нескольких экспериментов.
Имоджен единственная из семи детей поступила в университет города Вашингтон, где изучала химию. Один из ее преподавателей смог по-настоящему заинтересовать ее съемкой и научить основным принципам работы с камерой. Вскоре Имоджен уже подрабатывала в университете, фотографируя растения для ботанической секции. Получив высшее образование девушка не бросила фотодело, а, наоборот, поступила на учебу к известному мастеру Эдварду Кертису. Впрочем, как рассказывала сама Каннингем, маститый фотограф редко появлялся в своей студии, и технические секреты портретной съемки раскрывал его сотрудник, немец по фамилии Мур. Получив грант, Имоджен покинула Кертиса и уехала учиться в Дрезден, в Высшую техническую школу.
В Германии стиль Канингем изменился - она постепенно стала уходить от пикториализма и подражания академическому рисунку. Некоторое время Имоджен не фотографировала, будучи занята обучением у профессора Роберта Лютера и поиску способов увеличения скорости фотопечати. Закончив работу о проявке бумаги, она в 1910 году возвратилась в Сиэтл, где открыла собственную фотостудию и уже через три года стала известным на Западном побережье портретистом.
От съемки обнаженной натуры к славе фотографа-натуралиста
На Западном побережье США Имоджен Каннингем быстро завоевала репутацию коммерчески успешного, точного и талантливого портретиста, а также активистки "женского движения". Имоджен публикует заметку о фотографии как способе заработка для женщин - в начале ХХ века возможностей обеспечить себя у них было не так много, и каждый шанс был чрезвычайно ценен. Фотограф получает признание и на восточном побережье - становится членом Бруклинской академии, участвует в нью-йоркских выставках, ее работы издает Wilson’s Photographic Magazine.
Карьера и социальная позиция не помешала Имоджен выйти замуж в 1915 году. Несколькими годами позже пара переезжает в Сан-Франциско, где Каннингем вплотную занимается съемкой обнаженной натуры. Ей позирует муж, подрастающие сыновья (сейчас эти снимки стали бы объектом бурного гнева общественности). Фотограф одной из первых начала снимать беременных женщин - во времена, когда демонстрировать интересное положение считали неприемлемым. Столкнувшись с массовым неодобрением своей работы, Имоджен бросила обнаженную натуру и сделала перерыв в фотокарьере. Ее муж преподавал в Миллз-колледже, частной школе, куда принимали и женщин, а она сосредоточилась на воспитании детей.
Позднее творчество - документалистика, коммерческая съемка, промышленная и уличная фотография
Бросив эксперименты с ню, Имоджен Каннингем вернулась к одному из первых творческих интересов - ботанической съемке. Она отказалась от коммерческого портретирования, но сделала множество фотографий растений, прославивших ее по всему миру. Самой известной из них называют снимок цветка магнолии, красоту которого, по словам Имоджен, уничтожила популярность.
Эксперименты с природными формами привели ее в круг модернистов, с которыми она основала F/64. В работах Канингем растения выглядят не сентиментально и пасторально, а натуралистично, во всей естественной силе и красоте. Состоя в творческой группе, Имоджен смело уходила от ее прямых канонов - печатала с нескольких негативов, отдавала предпочтение мультиэкспозиции, занималась соляризацией.
В 30-х годах фотограф, параллельно с основными занятиями, делает серию портретов знаменитостей для нью-йоркского Vanity Fair, основывает фотогалерею и активно преподает в калифорнийских творческих школах. Когда сыновья подросли. Имоджен развелась с мужем, пытавшимся ее ограничивать, и сосредоточилась на работе. Она сменила съемку природы на создание промышленных и архитектурных пейзажей. В 40-х годах, во многом из-за влияния подруг Доротеи Ланж и Лизетт Моделл (исследовательниц социума и поведения), Каннингем увлеклась уличной фотографией, которую называла "украденными изображениями".
Социальной документалистикой Имоджен занималась тоже по-своему. Она достаточно едко отзывалась о поклонниках "решающего момента" и говорила, что, возможно из-за фундаментального образования, ее больше интересует, как снята фотография, чем то, что на ней изображено. Перешагнув порог семидесятилетия, Каннингем осталась активной и жадной до новых экспериментов творческой личностью. Она продолжала преподавать в Школе изящных искусств в калифорнии, фотографировала уличные демонстрации и хиппи Сан-Франциско. Последний проект Имоджен был посвящен жизни после 90 лет - к сожалению, он не был закончен.
После смерти фотографа в 1976 году по всей Америке прошла серия посвященной ей ретроспектив. Наверное, Имоджен Каннингем отнеслась бы к ней, как и к прижизненным почестям - с насмешкой. Когда мэр Сан-Франциско посвятил ей день (12 ноября), а слава ее стала международной, она говорила, что не знает, что такое успех, а известность - не для нее. Внимание докучало ей - один из самых талантливых авторов Америки считала себя, прежде всего, работающей и занятой женщиной. Она не думала о восхищении современников и потомков, которое заслужила, как никто.