Георгий Борисович Пинхасов - единственный российский фотограф, состоящий в Magnum Photo, и без упоминания этого факта не обходится практически ни одно эссе или интервью с ним. Действительно, знаменитое агентство приняло в свои ряды советского фотокорреспондента еще в 1988 году, вскоре после его эмиграции в Париж. Но профессионалам и ценителям жанра стрит-фотографии Пинхасов известен, благодаря своему мастерству и, прежде всего, умению работать со светом. За это умение коллеги вслух называют Георгия Борисовича гением.
Пинхасов также знаменит уникальной манерой работы с цветом, талантом поднимать самые приземленные, бытовые сцены к вершинам классической красоты и намеренным отказом от поиска своего стиля. Фотограф считает, что стиль превращает автора в раба, заставляя неосознанно выбирать предмет съемки, тогда как фотокорреспондент должен интуитивно реагировать на случайности и фотографировать даже то, что не хочется. По мнению Георгия Пинхасова, секрет стрит-фото заключается именно в ясной и чистейшей достоверности, а не в выражении своих вкусов и взглядов с помощью снимков.
При всей объективности, работы фотографа - нечто большее, чем "холодные" документы. Пинхасов привносит в снимки индивидуальность, "раскрашивает" их в своей узнаваемой манере, изобилующей сложными тенями, игрой отражений, контрастами размытого переднего и четкого заднего плана. "Ставить" классический свет и работать с камерой фотограф учился во ВГИКе, и кинематографичная, остро-визуальная съемка с "многослойным" смыслом остается для него любимой и сейчас.
Георгий Пинхасов редко делится техническими приемами и секретами мастерства, предпочитая в интервью и на мастер-классах больше говорить о внутренней открытости и индивидуальности. Он - свободный художник, который с 1978 года никогда и на кого, кроме себя, не работал. Космополит, житель Парижа, он регулярно возвращается в Россию для участия в фотопроектах, наездами бывая и в родной Москве.
Путь к мировому признанию
Будущий фотокорреспондент Магнум родился в Москве в августе 1952 года. И еще в школе заинтересовался фотографией. Это побудило Пинхасова поступить во ВГИК, а после его окончания - стать фотографом и декоратором на "Мосфильме". В 1978 году фотограф официально "получил независимость", вступив в Московский союз художников-графиков. Уже через год состоялись его первые выставки - в Таллине и Москве. В столичном Доме литераторов и залах на ул. Малая Грузинская Пинхасов демонстрировал результаты первых опытов с техникой сепии.
В том же 1979 году произошло судьбоносное знакомство фотографа с Андреем Тарковским. Во время съемки репортажа о том самом "Сталкере" режиссер познакомил Пинхасова с работами Анри Картье-Брессона. До этого момента Георгий Борисович относился к фотографии как к чистому искусству и не был репортером, хотя часто снимал праздники, демонстрации и всяческие "столпотворения". Тарковский помог найти точку отсчета для профессионального становления фотографа. Кроме Картье-Брессона, Пинхасов называет своим вдохновителем американца Алекса Уэбба. Его работы помогли фотографу найти свою манеру работы с цветом.
В Москве начала 80-х Пинхасов подрабатывал корреспондентом, но в 1985 году поменял свою жизнь, женившись на француженке, и уехал в Париж. Там, по словам Георгия Борисовича, ему пришлось нелегко. Он слабо знал английский и французский язык, не входил в круг фотографов. Парижские галереи, куда он приносил свои работы, отказывали ему из-за неизвестности, а русскоязычному сообществу не доставало эксклюзивности - перестройка уже открывала границы.
В 1998 году Пинхасов представил серию цветных фото "Тбилисские бани", и их заметили в Magnum. Тогда же фотограф начал работать в агентстве - даже не зная, как быть международным репортером и организовывать съемку. Первое съемка для Magnum, в Чехословакии, проходила под жестким прессингом местных спецслужб, но Пинхасову удалось сфотографировать будущего первого президента Чехии - писателя Вацлава Гавела.
С 1990 года фотокорреспондент стал полноправным участником агентства Магнум, параллельно работая для крупнейших мировых изданий - New York Times, Geo, Actuel. По заданию "Нью-Йорк Таймс" в 1993 году Пинхасов приехал в Москву и Петербург, снимать изменившуюся страну и людей, вынужденных к ней адаптироваться. Георгий Борисович фотографировал везде, от Красной площади до первых столичных ночных клубов, составив точный и художественный портрет зыбкой эпохи.
Несмотря на эмиграцию, Пинхасов не стал западным фотографом с иным взглядом на Россию. Он утверждает, что манера съемки не зависит от национальности и места жительства и часто приезжает в Москву. В 2019 году он участвовал в проекте Magnum Live Lab/19. Это редкий случай, когда фотограф участвовал в коллективной съемке с заданным форматом. Обычно, получив задание, дальнейшее он придумывает сам. В проекте Пинхасов даже снимал на айфон, а не только на любимую малоформатную камеру 24х36. Обычно он не делает фото для больших отпечатков - и не снимает в черно-белой гамме, считая ее своеобразным кокетством.
По просьбе московских властей Пинхасов приехал в столицу во время ограничений из-за Covid19, для съемки исторической пандемии, но сам попал под карантин. Георгий Борисович фотографировал украдкой, ночью, но все же его работы попали в проект - дедлайн отодвинули, и фотограф успел выйти из самоизоляции. Фото Пинхасова можно увидеть в выставке "Иной взгляд".
Сегодня Георгий Борисович продолжает активно работать, увеличивая свой и без того огромный архив. У Пинхасова, по его собственным словам, много фотографий - столько, что не сосчитать и ему самому. Еще у него трое детей, четыре изданных книги и несколько личных блогов - Facebook, Instagram. Там можно следить за творчеством фоторепортера, наслаждаясь его неординарными работами с особым взглядом на мир.