Сэр Дональд "Дон" Маккаллин (Donald McCullin) - один из главных военных фотожурналистов ХХ века. На родине, в Великобритании, его считают величайшим репортером, который когда-либо снимал боевые конфликты и "изнанку общества". Маккаллин фотографировал практически все значимые мировые войны второй половины ХХ века, а также много работал над социальной проблематикой. Его можно считать "певцом протеста" в фотографии, раскрывающего обратную сторону конфликтов, всегда сочувствующего тем, кто от них пострадал.
Дон - настоящая легенда социального фоторепортажа. Он - первый фотограф, получивший орден Британской империи. Еще в 1964 году был удостоен премии World Press Photo за работу на Кипре, охваченном конфликтом. За несколько десятилетий карьеры фотограф получил более 10 различных наград, выпустил много фотокниг. Дон стал героем документального фильма, в 2012 году номинированного на престижную премию BAFTA, а несколько лет назад им заинтересовался и Голливуд. В планах продюсеров была съемка фильма о жизни Маккаллина с Томом Харди в главной роли.
Правдивое отражение реальности в художественных фото
Дон Маккаллин делает художественные фотографии солдат, безработных, бедных и измученных людей, обнажая социальные проблемы и рассказывая о них в предельно честной манере. Он сам говорит, что сделал постановочное фото лишь один раз - когда снимал вьетнамского юношу, убитого во время войны с США в 1968 году. Все остальные его работы лишены каких бы то ни было манипуляций, кроме интуитивного умения уловить композицию.
С самого старта карьеры в 1959 году Дон Маккаллин не использовал вспышку. Он не верит в кадрирование и цифровую фотографию, считает, что главное - показать зрителю правду, которую видишь своими глазами. Его портретные работы и фотоэссе - живые свидетельства драматических событий на Кипре, во Вьетнаме, Камбодже, на Ближнем Востоке, в Африке, Индии, Северной Ирландии и даже Сирии - везде, где проливалась кровь и "кипели страсти". В 1982 году британское правительство не дало Дону журналистскую аккредитацию для освещения войны на Фолклендских островах - наверное, посчитало, что его честные и талантливые снимки вызовут слишком большой общественный резонанс.
Работы фотографа отличает яркая смелость и мастерство. Он говорит, что даже при съемке человека, бросающего гранату, он потратил бы секунду на выстраивание композиции. По счастливой случайности Дон остался жив после меткого выстрела камбоджийского снайпера - Маккаллин как раз посмотрел в объектив, и пулю из АК-47 приняла на себя его камера Nikon F.
При этом британский патриарх фотожурналистики, в отличие от Роберта Капы и других военных фотографов, преодолел все напасти, хотя не раз попадал в больницы с ранами и ожогами. Он говорит, что, как рептилия, видел одновременно сзади и впереди и отчаянно хотел выжить, чтобы продолжать работу.
Кроме освещения военных и социальных конфликтов, Маккаллин известен своими работами в жанре документалистики. Дон признается, что ключевое влияние на него оказал Альфред Стиглиц. В последнее десятилетие он сосредоточился на пейзажных и портретных фото. Портреты, кстати, фотограф делал и в молодости.
Именно Маккаллин был автором последней официальной фотосессии The Beatles, известной как Mad Day Out - она состоялась в 1968 году, когда группа уже не давала концертов. Фотографии Маккаллина использовал Микеланджело Антониони - они появились в его фильме "Фотоувеличение". Художественные снимки Дон делал параллельно с остросоциальными, причем с самого начала своего "творческого пути".
От лондонских трущоб до вершин фотожурналистики
Будущий сэр Дональд Маккаллин родился в 1935 году, в бедной, северной части Лондона, вырос в районе Финсбери Парк. Во время войны его эвакуировали в Сомерсет, чьи медитативные пейзажи он полюбил на всю жизнь. В детстве мальчик плохо учился из-за дислексии, но выиграл стипендию школы искусств, благодаря таланту к рисованию. Однако он ушел из школы в 15 лет, после смерти отца, и стал разнорабочим - трудился на железной дороге и в мелких закусочных.
В 1953 году юношу забрали на службу в Королевские ВВС и отправили в зону Суэцкого кризиса. Там Дона назначили помощником фотографа, он впервые близко познакомился с камерой. Практически все годы службы он провел, проявляя в темной комнате чужие фото. Тогда же, во время поездки в Найроби (Кения), Дон за 30 фунтов купил первую камеру - Rolleicord.
Вернувшись домой, Дон был вынужден заложить фотоаппарат из-за нехватки денег. Но камеру выкупила мама Дона. Это позволило продолжить творческие поиски. Дон снимал все, что его окружало, в том числе местные банды, куда входили его знакомые. Один такой снимок Маккаллину удалось показать редакторам The Observer, и он был опубликован. Это было началом профессиональной карьеры.
С 60-х годов Маккаллин постоянно работал в горячих точках, рабочих поселках, английской провинции, на промышленном Севере Великобритании, концентрируясь на "неудобных" остросоциальных темах. В 1966 году он стал официальным корреспондентом Sunday Times, и проработал в газете до 1984 года. Дон фотографировал блокаду Биафры и ее жителей, умиравших от голода, жертв африканской эпидемии СПИД, был в Палестине, Бейруте, Пакистане.
Одни из самых известных снимков Маккаллин сделал во время войны во Вьетнаме, в том числе фото убитого молодого солдата. Дон был неприятно шокирован поведением морпехов США, рывшихся в вещах юноши. Когда американцы ушли, фотограф собрал разбросанные семейные фото, аптечку, сумку с патронами, и уложил в ногах вьетнамского солдата, а затем сделал свой единственный постановочный снимок - настоящее гуманистическое заявление.
Также мировую известность получили работы Маккаллина в Северной Ирландии в конце 70-х годов. Фото конфликта вошли в одну из книг фотографа. Другие фотоэссе посвящены Палестине, Ливану, Африке. Даже будучи в возрасте за 80 лет, Маккаллин не прекращал освещать конфликты. В рамках проекта ВВС в 2018 году он ездил в Сирию, где снимал последствия чудовищного разрушения Пальмиры - объекта ЮНЕСКО.
В последние годы Дон Маккаллин сосредоточился на съемке натюрмортов и пейзажей Сомерсета, где проживает. У него пятеро детей, огромный архив, а его выставки до сих пор проходят в Великобритании и других странах мира - к радости всех поклонников выдающегося творчества.